Статистическая отчетность и первичные документы учета рабочей силы

Статистическая отчетность 2017

Основание и правовые основы

Статистическая отчетность — это еще один вид отчетности, который хозяйствующие субъекты (организации и предприниматели) обязаны предоставлять государству наряду с бухгалтерской и налоговой.

Эта обязанность установлена на законодательном уровне — в Федеральном законе от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в РФ» и принятом во исполнение этого закона Постановлении Правительства РФ от 18.08.2008 № 620 «Об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета».

В законодательстве установлено, что статистическую отчетность нужно сдавать в обязательном порядке, по установленным формам в бумажном или электронном виде — по выбору респондента (лица или организации, который сдает ту или иную статотчетность).

Статистическое наблюдение может быть сплошным или выборочным. Сплошное наблюдение — это то, в результате которого необходимо отчитываться постоянно, в установленные законами сроки. Выборочное наблюдение — когда органы статистики делают исследование по определенной ими выборке, и шанс попасть в эту выборку для каждой конкретной организации или ИП есть, но он не составляет 100%.

Кто обязан сдавать статотчетность?

Респонденты статистического наблюдения — так в законе названы все те, кто попадает в это самое наблюдение и, соответственно, получает обязанность отчитываться.

Респондентами являются:

  • Юридические лица, органы государственной власти и местного самоуправления, филиалы, представительств и подразделения действующих на территории России иностранных организаций.
  • Индивидуальные предприниматели.
  • Субъекты малого предпринимательства.

Субъекты малого предпринимательства (к ним относится и большинство ИП) сдают статотчетность в упрощенном порядке. Это установлено Федеральным законом 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

На сайте Налоговой службы размещен Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Напомним, что к субъектам малого предпринимательства в 2017 году относятся компании и ИП, у которых:

  • средняя численность работников в 2016 году не превышает: 100 человек включительно — для малых предприятий, 15 человек включительно — для микропредприятий;
  • выручка без НДС за 2016 год не превышает: 800 млн руб. — для малых предприятий; 120 млн руб. — для микропредприятий.

Организация утратит статус СМП при превышении предельных значений этих критериев в течение трех календарных лет подряд. Впервые организация может утратить статус СМП в 2019 г. при превышении предельных значений в 2016 — 2018 гг. ([D=8193447;T=Письмо ФНС] от 18.08.2016 N 14-2-04/[email protected] (п. 1)).

Для компаний есть еще одно условие отнесения к малому бизнесу. Суммарная доля участия в их уставном капитале не должна превышать:

  • если в уставном капитале участвуют РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды — 25%;
  • если в уставном капитале участвуют организации, не являющиеся малыми и средними предприятиями, а также иностранные компании — 49% в отношении каждой такой доли участия.

В статье 5 Закона N 209-ФЗ говорится, что федеральные статистические наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства в РФ осуществляются путем проведения:

  • Сплошных статистических наблюдений. Они проводятся один раз в пять лет.
  • Выборочных статистических наблюдений на основе представительной (репрезентативной) выборки. Они проводятся путем ежемесячных и (или) ежеквартальных обследований. Для микропредприятий выборочные наблюдения проводятся ежегодно.

Что это означает на практике?

Если компания относится к субъектам малого предпринимательства, то отчетность в статистику она сдает только, если попадет в выборку. В этом случае Росстат уведомит ее о необходимости сдать отчет. Остальные компании, по общему правилу, обязаны отчитываться в статистику регулярно. Как минимум, нужно сдавать в статистику копию годовой бухгалтерской отчетности. Но и не только — форм статотчетности много, часть из них необходимо заполнять большинству компаний.

По каждой утвержденной Росстатом форме обычно приводятся разъяснения, для каких типов предприятий и видов экономической деятельности она является обязательной, а также указываются сроки и периодичность представления отчетности.

Формы статистической отчетности

Формы федерального статистического наблюдения утверждаются Росстатом. В каждую форму включены статистические показатели, периодичность, сроки, способы, адреса представления и порядок заполнения формы.

Все формы статотчетности можно найти на официальном сайте Росстата. Их довольно много, перечислим лишь некоторые — актуальные для большинства компаний:

  • основные сведения о деятельности предприятий (1-предприятие);
  • сведения о финансовом состоянии организации (П-З);
  • сведения о численности, заработной плате и движении работников организации (П-4);
  • сведения о неполной занятости и движении работников (П-4 (НЗ));
  • сведения о численности и заработной плате работников (1-Т) – для организаций, не отчитывающихся ежемесячно по форме П-4;
  • сведения о дополнительном профессиональном образовании работников организации (1-кадры).

[D=8193061;T=Приказом] Росстата от 11.08.2016 N 414 утверждена новая форма федерального статистического наблюдения N ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия», действующая с отчета за январь — март 2017 года. В 2017 году выпущен приказ Росстата от 25.01.2017 N 37 об утверждении новых указаний по заполнению этой формы.

Форму федерального статистического наблюдения предоставляют юридические лица, являющиеся малыми предприятиями в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также микропредприятия указанную форму не представляют.

Утратившим силу признается Приказ Росстата от 29.01.2016 N 33 «Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия».

Ответственность за несдачу статотчетности

Непредставление или несвоевременное представление в территориальные органы Росстата статистических данных, а также представление недостоверных данных влечет за собой ответственность согласно статье 13.19 КоАП РФ — а именно, административный штраф:

  • на должностных лиц в размере от 10000 до 20000 тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от 20000 до 70000 рублей.

Повторное непредставление или несвоевременное представление статистических данных влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 30000 до 50000 тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от 100000 до 150000 рублей.

Календарь статистической отчетности

Удобный календарь статотчетности разработан компанией Консультант Плюс и включен в одноименную программу.

Сделано в Санкт-Петербурге

© 1997 — 2019 PPT.RU
Полное или частичное
копирование материалов запрещено,
при согласованном копировании
ссылка на ресурс обязательна

Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях
его функционирования в рамках Политики в отношении
обработки персональных данных. Если вы не согласны,
пожалуйста, покиньте сайт.

9.2. Понятие и общие вопросы формирования статистической отчетности

Статистическая отчетность — основной тип статистического наблюдения, при котором уполномоченные органы в определенные сроки получают от предприятий, учреждений и организаций необходимую информацию в виде установленных в законном порядке документов, заверенных подписями лиц, ответственных за представление и достоверность передаваемых данных.

Объектами наблюдения, проводимого в форме статистической отчетности, выступают юридические лица, включая некоммерческие организации. Указанные лица, а также их филиалы и представительства являются отчетными единицами. Индивидуальные предприниматели, домашние хозяйства и отдельные граждане, как правило, статистическую отчетность не представляют. Получатели отчетности — органы государственной (ведомственной) статистики не относятся к ее пользователям, а выполняют процедуры контроля, корректировки и обработки информации, содержащейся в первичных отчетах.

Отсюда следует основное отличие статистической отчетности от бухгалтерской, состоящее в том, что бухгалтерская отчетность предназначена для непосредственного использования заинтересованными потребителями, а статистическая, напротив, имеет закрытый характер и служит исходным материалом для дальнейших преобразований с целью расчета обобщающих характеристик — элементов статистических информационных систем, необходимых для эффективного управления экономикой.

Кроме того, до настоящего времени сохраняются различия в классификации отдельных хозяйственных процессов. Например, в статистике расходы на капитальный ремонт основных средств относят к инвестициям, а в бухгалтерском учете — включают в состав затрат на производство продукции (работ, услуг).

Выделяют следующие основные свойства статистической отчетности:

— документальная обоснованность — показатели, содержащиеся в первичных отчетах, должны быть подтверждены документами бухгалтерского или оперативного учета;

— обязательность и безвозмездность представления — предусмотрены соответствующими постановлениями Госкомстата России, а в некоторых случаях является условием получения хозяйствующим субъектом лицензии на осуществление определенных видов деятельности (медицинские услуги, авиаперевозки и др.);

— всестороннее освещение процессов и явлений, присущих объектам наблюдения, таких как выпуск продукции, движение рабочей силы, формирование и использование финансовых ресурсов и т.д.;

— широкое использование показателей, выражаемых не только в денежном, но и в натуральных и трудовых измерителях;

— территориальный признак представления: по общему правилу отчетность направляется в районный (городской) орган статистики по месту государственной регистрации отчетной единицы, но если юридическое лице, зарегистрированное в каком-либо субъекте Российской Федерации, не ведет деятельность на территории этого субъекта, то отчеты представляются им по месту фактического осуществления деятельности;

— конфиденциальность индивидуальных данных — определяется коммерческой ценностью информации, содержащейся в отчетности, и гарантируется органами статистики, которые несут предусмотренную действующим законодательством ответственность за разглашение переданных им сведений третьим лицам, в том числе налоговым органам.

При подготовке отчетов должна быть также обеспечена сопоставимость информации: данные за соответствующий период прошлого года, приведенные в отчете за текущий период, должны совпадать с данными формы, представленной за этот период в прошлом году, кроме случаев реорганизации хозяйствующего субъекта, изменения методологии определения показателей или необходимости уточнения данных за прошлый год. Причины расхождения данных за одни и те же периоды, содержащихся в последовательно представляемых органу статистики отчетах, подлежат раскрытию в пояснительном письме, прилагаемом к отчету.

Государственная статистическая отчетность включает специально разработанные формы первичных отчетов, а также инструкции по их заполнению, утвержденные Госкомстатом России или по согласованию с ним региональными комитетами государственной статистики. Инструкции содержат методики расчета показателей, включенных в отчеты, устанавливают совокупность отчетных единиц, а также адреса, сроки и способы представления отчетности.

Некоторые распространенные варианты классификации статистической отчетности приведены в табл. 9.1.

Классификация статистической отчетности

Направляется в органы статистики почтой.

Сведения представляются за время менее года — полугодие, квартал, месяц и т.д.

Сведения представляются на определенную дату; повторная регистрация проводится спустя не определенное заранее время или не проводится вообще

Представляют все отчетные единицы выборочной совокупности, сформированной из исследуемой

2. Отраслевая (специализированная)

Содержит специфические для определенной отрасли экономики показатели

Содержит показатели, характеризующие отдельные процессы и явления, присущие экономике страны (переоценки основных фондов, наличие просроченной задолженности по заработной плате и т.д.)

Отчетные формы, которые собираются и обрабатываются непосредственно подразделениями Госкомстата России, называют централизованными в органах государственной статистики.

Структура типовой формы первичного отчета на бумажном носителе определяется отраслевым стандартом на формуляр-образец государственного статистического наблюдения. Отчет состоит из трех основных частей: заголовочной, содержательной и оформительской. В заголовочной части размещаются наименование, индекс и код формы, перечень лиц, представляющих отчет, сроки и способ представления, наименование и почтовый адрес отчитывающегося субъекта, а также данные о нем в виде кодов. Содержательная часть включает один или несколько разделов, чаще всего представляющих собой таблицы с графами по вертикали и строками по горизонтали, предназначенными для размещения переменных реквизитов-признаков в сочетании с реквизитами-основаниями (числовыми значениями показателей). Постоянные признаки выносятся в наименование строк или граф. В оформительской части расположены подписи руководителя, ответственного исполнителя и дата составления отчета.

Датой представления государственной статистической отчетности для одногородних лиц считается день фактической ее передачи органу статистики (почтовые отправления в этом случае не допускаются), а для иногородних — дата приема корреспонденции, обозначенная на оттиске календарного штемпеля предприятия связи.

Информация, содержащаяся в первичных отчетах, обрабатывается на всех этапах ее продвижения от хозяйствующих субъектов до вычислительного центра Госкомстата России. Как отмечалось, непосредственной обработке предшествует проверка данных, полученных от отчетных единиц или нижестоящего статистического органа, с этой целью осуществляется технический, логический и аналитический контроль полноты и согласованности показателей. Выявленные ошибки и пробелы устраняются с помощью повторного обращения к источникам информации.

Искажением отчетных данных считается неправильное их отражение в первичных отчетах, допущенное как в результате умышленных действий должностных лиц, так и вследствие нарушения требований действующих инструкций и методических указаний, а также арифметических ошибок при заполнении форм.

Нарушением сроков представления государственной статистической отчетности является опоздание, длящееся до одних суток, более длительная просрочка приравнивается к непредставлению отчетности.

В соответствии с Законом РФ «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности» от 13 мая 1992 г. № 2761-1 руководители и другие должностные лица предприятий, учреждений, организаций и объединений независимо от их форм собственности, допустившие нарушение порядка представления государственной статистической отчетности, выразившееся в непредставлении отчетов и других данных, необходимых для проведения государственных статистических наблюдений, искажении отчетных данных или нарушении сроков представления отчетов, привлекаются к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа в размере от трехкратного до восьмикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда. За повторное нарушение, совершенное в течение года после наложения взыскания, административный штраф составит от восьмикратного до десятикратного размера минимальной месячной оплаты труда. Постановление о наложении взыскания могут выносить руководители органов государственной статистики любого уровня.

В настоящее время, очевидно, что имеющиеся у органов статистики средства административного воздействия на отчетные единицы не могут служить надежной гарантией достоверности статистической информации. В условиях низкой отчетной дисциплины, роста числа хозяйствующих субъектов, представляющих отчетность по упрощенным формам либо не охваченных статистическим наблюдением, — малых предприятий, индивидуальных предпринимателей, лиц, занимающихся скрытой и неформальной деятельностью в различных отраслях экономики — актуальной стала проблема совершенствования методологии статистической отчетности. Можно указать следующие меры, принимаемые для устранения недоучета отдельных показателей и оптимизации процедуры статистического наблюдения:

•более широкое использование для целей государственной статистики показателей бухгалтерской отчетности;

•тесное взаимодействие с хозяйствующими субъектами, обеспечение их оперативной информацией, необходимой для грамотного составления отчетов. С этой целью Госкомстатом России создан Wеb-сайт в сети Интернет, где размещены бланки форм статистической отчетности, инструкции по их заполнению и другие справочные материалы;

• применение специально разработанных методологических положений, касающихся порядка внесения поправок на скрытую и неформальную экономику к отраслевым и макроэкономическим показателям, а также методов оценки показателей, для расчета которых отсутствует прямая информация;

•последовательное внедрение цензового способа сбора информации, при котором средние и крупные организации всех форм собственности охвачены сплошным статистическим учетом, а применительно к малым предприятиям основной упор делается на выборочное наблюдение. В связи с этим формы государственной статистической отчетности теперь носят название: формы федерального государственного статистического наблюдения;

Смотрите так же:  Приказ 319 гу мчс

• осуществление комплексной взаимной увязки методик, применяемых в различных отраслях статистики, что обеспечивает однозначную трактовку статистических показателей, их сквозное использование, устранение дублирования информации, и, как результат, снижение нагрузки на отчетные единицы.

Тем не менее, перечень форм федерального государственного статистического наблюдения на 2001 г., централизованных в органах государственной статистики, насчитывает 252 наименования. Наиболее широкое применение имеют типовые (унифицированные) формы, с помощью которых проводится наблюдение за деятельностью хозяйствующих субъектов во всех отраслях экономики.

Статистическая отчетность по трудовым показателям на примере Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Шебекинском районе и г. Шебекино

Функции и структура Управления Пенсионного фонда, формы и особенности учета оплаты труда. Первичные документы по учету личного состава и оплаты труда. Показатели использования трудовых ресурсов и состав статистической отчетности по трудовым показателям.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Заработная плата представляет собой один из самых эффективных и важнейший рычагов управления предприятиями, организациями, учреждениями и экономикой страны в целом. Учет труда и заработной платы занимает одно из центральных мест в системе учета и отчетности организации. Задачами учета труда и заработной платы являются: в установленные сроки производить расчеты с персоналом предприятия по оплате труда (начисление зарплаты и прочих выплат, сумм к удержанию и выдаче на руки), своевременно и правильно относить в себестоимость продукции (работ, услуг) суммы начисленной заработной платы и отчислений органам социального страхования, собирать и группировать показатели по труду и заработной плате для целей оперативного руководства и составления необходимой отчетности, а также расчетов с органами социального страхования, Пенсионным фондом и фондом занятости.

Учет труда и заработной платы, а также их статистические исследования должны обеспечить оперативный контроль за количеством и качеством труда, за использованием средств, включаемых в фонд заработной платы и выплаты социального характера. Бухгалтеры, занимающиеся расчетами оплаты труда, повседневно сталкиваются с необходимостью обращаться к нормативным материалам. Начисление заработной платы, премирование, различные выплаты и компенсации, льготы и надбавки, оплата листков нетрудоспособности и социальных пособий — это не полный перечень вопросов, для решения которых бухгалтер должен иметь достаточные знания, чтобы избегать ошибок, которые могли бы привести к санкциям трудовых инспекций и налоговых органов. Практически нет ни одного вида оплат или вида удержаний, при определении суммы которых не приходилось бы использовать нормы трудового, гражданского, исполнительного права, изложенные в различных нормативных документах. Все это осложняет работу бухгалтерского аппарата в области учета и статистической отчетности оплаты труда. Переход к рыночным отношениям также ставит перед бухгалтерским учетом труда и заработной платы задачу усиления их управленческой направленности. На создаваемых в настоящее время предприятиях с различными формами собственности устанавливаются новые формы организации труда. В данной проблеме важным моментом является материальное стимулирование работников, и прежде всего обеспечение тесной связи оплаты труда с его конкретными результатами. Это требует, в свою очередь, применение прогрессивных систем и форм оплаты, которые позволяли бы учитывать индивидуальные особенности каждого члена коллектива в его трудовой деятельности. Поиски оптимальных форм оплаты труда, а следовательно и новых подходов к управлению трудом, которые были бы адекватны рыночным отношениям, ведут к неизбежным изменениям в системе учета заработной платы.

Тема курсовой работы «Статистическая отчетность по трудовым показателям на примере Управления Пенсионного Фонда РФ в Шебекинском районе и г. Шебекино» и главной ее целью является изучение статистических показателей использования трудовых ресурсов и формирования отчетности по трудовым показателям Управления ПФ. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть сущность, значение и формы оплаты труда в данной организации, учет оплаты труда и его особенности, рассмотреть унифицированные формы документов, применяемые в УПФР. Для написания курсовой работы необходимы справочная литература, инструкции и положения по ведению бухгалтерского учета, а так же внутренние документы Управления ПФР. Структура данной работы следующая: в первой главе рассматриваются теоретические аспекты данной тематики, вторая глава посвящена ведению статистической отчетности с персоналом по оплате труда на примере УПФ, выводы по данной работе, список используемой литературы и приложение.

Глава 1. Теоретические основы оплаты труда

1.1 Характеристика Управления ПФ

Управление ПФ РФ в Шебекинском районе и г Шебекино является структурным подразделением Пенсионного Фонда Российской Федерации (ПФР). История образования ПФ началась в 1990 году. 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд, был образован Пенсионный Фонд РСФСР. После распада СССР в 1991 году ПФ РСФСР стал Пенсионным Фондом РФ. С созданием Пенсионного фонда появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан.

Управление ПФ РФ осуществляет ряд социально значимых функций:

— учет страховых средств, поступающих по обязательному социальному страхованию;

— назначение и выплата пенсий (трудовые пенсии, социальные пенсии, пенсии по государственному социальному обеспечению и др);

— назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан (инвалиды, ветераны и др);

— персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования;

— взаимодействие с работодателями — плательщиками страховых пенсионных взносов;

— выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;

— управление средствами пенсионной системы.

УПФ РФ является самостоятельным юридическим лицом. Юридический и фактический адрес: 309290, Белгородская область, г Шебекино, площадь Ленина, дом 4.

Структура УПФ в Шебекинском районе и г Шебекино.

2) Отдел назначения и перерасчета пенсий

3) Отдел выплаты пенсий

4) Группа оценки пенсионных прав застрахованных лиц

5) Клиентская служба

6) Отдел социальных выплат

7) Группа персонифицированного учета

8) Отдел администрирования страховых взносов, взаимодействия со страхователями и взыскания должностей

9) Группа автоматизации

10) Группа учета поступления и расходования средств

11) Экономическая группа

12) Юридическая группа

13) Обслуживающий персонал Структура бухгалтерии УПФ.

1) Главный бухгалтер

2) Руководитель экономической группы

3) Экономическая группа.

Бухгалтерский учет в УПФ РФ в Шебекинском районе и г Шебекино осуществляется по мемориально-ордерной форме бухгалтерского учета. Обработка первичных документов, ведение учетных регистров, оформление хозяйственных операций в Управлении Пенсионного Фонда РФ в Шебекинском районе и городе Шебекино производится с использованием вычислительной техники, с внедрением и освоением программы «1С:Предприятие». Основанием для отражения записей в учетных регистрах служат надлежаще оформленные первичные документы. Они обеспечивают сплошное и непрерывное отражение хозяйственной деятельности Управления ПФ РФ в Шебекинском районе.

Первичные документы составляются своевременно в момент совершения операции и содержат достоверные данные. Документы создаются на бланках типовых межведомственных форм, а также на бланках специализированных форм, разработанных и утвержденных Правлением ПФР. Бланки строгой отчетности учитываются в соответствии с инструкцией по бухгалтерскому учету бюджетных учреждений, утвержденной Приказом Министерства финансов РФ.

1.2 Сущность и экономическое значение заработной платы

Заработная плата — это основная часть средств, направляемых на потребление, представляющая собой долю дохода (чистую продукцию), зависящую от конечных результатов работы коллектива и распределяющуюся между работниками в соответствии с количеством и качеством затраченного труда, реальным трудовым вкладом каждого и размером вложенного капитала.

В экономической теории существует две основных концепции определения природы заработной платы: 1) заработная плата есть цена труда. Ее величина и динамика формируются под воздействием рыночных факторов и в первую очередь спроса и предложения; 2) заработная плата — это денежное выражение стоимости товара «рабочая сила» или «превращенная форма стоимости товара рабочая сила». Ее величина определяется условиями производства и рыночными факторами — спросом и предложением, под влиянием которых происходит отклонение заработной платы от стоимости рабочей силы [25.48].

На рынках рабочей силы продавцами выступают работники определенной квалификации, специальности, а покупателями — предприятия, фирмы. Ценой рабочей силы является базовая гарантированная заработная плата в виде окладов, тарифов, форм сдельной и повременной оплаты. Спрос и предложение на рабочую силу дифференцируется по ее профессиональной подготовке с учетом спроса со стороны ее специфических потребителей и предложения со стороны ее обладателей, то есть формируется система рынков по отдельным ее видам. Купля-продажа рабочей силы происходит по трудовым контрактам (договорам), которые являются главными документами, регулирующими трудовые отношения между работодателем и наемным работником.

Важнейшим условием организации общественного производства, стимулирования высокоэффективной трудовой деятельности является установление меры труда и меры его оплаты. Мера оплаты труда представляет собой вознаграждение или заработную плату, получаемые работниками за предоставление своей рабочей силы. Практически заработная плата, или доход конкретного работника может принимать форму различных денежных выплат: месячных окладов, часовых тарифных ставок, премий, вознаграждений, гонораров, компенсаций и т.д.

Необходимо также различать номинальную и реальную заработную плату [15]. Номинальная заработная плата или доход выражает общую сумму денег, полученных работником за свой затраченный труд, выполненную работу, оказанную услугу или отработанное время. Она определяется действующей ставкой заработной платы или ценой рабочей силы за единицу времени работы. Реальная заработная плата — это количество товаров и услуг, которое можно приобрести на номинальную зарплату.

Сущность заработной платы состоит в том, что она представляет собой выраженную в деньгах долю работников в той части национального дохода, которая направляется на цели личного потребления и распределения по количеству и качеству труда, затраченного каждым работником в общественном производстве[25.141]. Заработная плата играет огромную роль в развитии экономики государства, подъема благосостояния народа. В ней получает своё выражение широкий аспект экономических отношений между обществом, трудовым коллективом и работниками по поводу их участия в общественном труде и его оплате.

С одной стороны, заработная плата является основным источником подъёма благосостояния рабочих и служащих, а с другой, — важным рычагом материального стимулирования роста и совершенствования общественного производства. Чтобы производство непрерывно развивалось и совершенствовалось, необходимо создавать материальную заинтересованность работников в результатах труда.

В условиях рыночной экономики, в целях стимулирования труда работников, оплата труда не является единственным источником дохода работника. Общий доход работника включает следующие виды выплат: заработную плату по тарифным ставкам и окладам, дополнительные льготы и компенсации, стимулирующие надбавки и премии, социальные выплаты, дивиденды и др. Соотношение между этими элементами образует структуру доходов, или заработной платы, отдельных сотрудников и всей организации.

Структура заработной платы в той или иной организации определяется на основе микроэкономического анализа уровня оплаты труда работников, существующих доплат, затрат и результатов труда персонала, производительности и рентабельности труда, а также условий на региональном рынке труда, в частности, равновесия спроса и предложения на рабочую силу и т.д. Структура доходов на предприятиях нашей страны определяется соотношением трёх основных составляющих: тарифных ставок и окладов, доплат и компенсаций, надбавок и премий. Тарифные ставки и оклады определяют величину оплаты труда в соответствии с его сложностью и ответственностью при нормальных условиях работы и соответствующих затратах рабочей силы. Доплаты и компенсации устанавливаются как возмещение дополнительных затрат рабочей силы при существующих отклонениях условий труда. Надбавки и премии предусматриваются для стимулирования высокой творческой активности персонала, повышения качества работы, производительности труда и эффективности производства и за высокое качество продукции устанавливаются в зависимости от полученной совокупной прибыли или общего дохода предприятия в размере 20-40% к тарифной ставке. Премии предусмотрены за качественное и своевременное выполнение производственных заданий, а также за личный творческий вклад работников в конечные результаты производства.

Социальные выплаты включают частичную или полную оплату расходов персонала по следующим видам: транспорт, медицинская помощь, отпуск и выходные дни, питание во время работы, обучение работников, страхование жизни, загородные поездки, материальная помощь и т.д.

Разработка и использование различных форм и систем оплаты труда позволяют применить к каждой группе и категории работающих определённый порядок исчисления заработка. Это обеспечивает более точный учёт количества и качества труда, вложенного работниками в конечные результаты производства.

1.3 Формы и системы оплаты труда в УПФ

Формы, системы и размер оплаты труда работников предприятия, премии, надбавки, а также другие виды доходов устанавливаются предприятием самостоятельно. Вопросы оплаты труда регулируются с помощью договоров (контрактов). Оплата труда каждого работника зависит от его личного вклада и не ограничена максимальным размером. Месячная оплата труда не может быть ниже установленного законом минимального размера оплаты труда. При этом в минимальный размер оплаты не включаются доплаты, надбавки и другие поощрительные выплаты. Для усиления материальной заинтересованности работников в выполнении планов и договорных обязательств, повышении эффективности производства и качества работы могут вводиться системы премирования, вознаграждение по итогам работы за год, другие формы материального поощрения. Премирование работников по итогам работы за квартал (год) осуществляется на основании Положений, утвержденных администрацией предприятия совместно с представителем профсоюза предприятия.

При оплате труда работников используются 2 системы: тарифная и бестарифная системы оплаты труда.

Тарифная система представляет собой совокупность информации о формировании оплаты труда работника в зависимости от вида и качества работы. Эта система предназначена для дифференциации оплаты труда по отраслям и категориям работников, выполняющих работы различной сложности. Элементами тарифной системы являются: тарифные ставки, тарифные сетки, тарифно-квалификационные справочники, нормы труда.

Тарифная ставка выражает размер оплаты труда работника за единицу рабочего времени (час, день, месяц). Тарифные ставки устанавливают в зависимости от тяжести и вредности труда, его интенсивности. За базу для определения тарифных ставок принимается минимальный уровень оплаты труда, устанавливаемый государством на тот или иной период времени.

Тарифная сетка-это совокупность действующих в данной отрасли производства тарифных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов. Тарифные сетки определяют соотношение в оплате труда в зависимости от его квалификации. На многих промышленных предприятиях в зависимости от квалификации все рабочие и работы делятся на 6 тарифных разрядов. Тарифный коэффициент показывает во сколько раз уровень оплаты работы, отнесенный к соответствующему разряду, превышает уровень оплаты работы, отнесенной к 1 разряду.

Тарифно-квалификационные справочники -это сборники квалификационных характеристик профессии. В них содержится характеристика того. Что должен знать и уметь работник соответствующего квалификационного разряда.

Норма труда — это комплекс норм выработки, времени, объема обслуживания, численности, которые устанавливает администрация предприятия для своих работников.

Смотрите так же:  Дендритная ликвидация

Бестарифная система оплаты труда ставит заработок работника в полную зависимость от конечных результатов работы коллектива и представляет собой его долю заработанном всем коллективом фонде оплаты труда. При этой системе не устанавливается твердого оклада или тарифной ставки, а, как правило, эта доля определяется на основе присвоенного работнику коэффициента, который определяет уровень его трудового участия.

В тарифной системе существует 2 основные формы оплаты труда — сдельная и повременная, каждая из которых имеет свои виды. Сдельная форма оплаты труда бывает: прямая сдельная, сдельно-премиальная, сдельно-прогрессивная, косвенно-сдельная, аккордная. Повременная форма оплаты труда бывает простой и повременно-премиальной.

В бюджетных учреждениях правила начисления оплаты труда и дополнительных выплат регулируются трудовым законодательством и отраслевыми и ведомственными инструкциями, разработанными на основе трудового законодательства. В соответствии со ст. 143 Трудового кодекса РФ в бюджетных учреждениях применяется тарифная система оплаты труда, а именно повременная форма, устанавливаемая на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы [2]. Трудовым кодексом также установлено, что порядок стимулирующих и компенсационных выплат в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливается Правительством РФ; в организациях, финансируемых из бюджета субъекта РФ, — органами государственной власти соответствующего субъекта РФ; в организациях, финансируемых из местного бюджета, — органами местного самоуправления.

Единая тарифная сетка, установленная постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 года № 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки», имеет 18 разрядов: для рабочих — с 1-го по 8-й, для служащих — со 2-го по 18-й [4]. Каждому разряду соответствует тарифный коэффициент. Заработную плату по соответствующей должности определяют путем умножения ставки (оклада) 1-го разряда на тарифный коэффициент.

Ставки и оклады каждому работнику устанавливаются по результатам аттестации и тарификации. При этом за основу принимают выполняемые работником трудовые функции, конкретные должностные обязанности работников, их образовательный уровень. Кроме того, учитывают содержание и характер выполняемых работ, их разнообразие (комплексность), руководство подчиненными, степень самостоятельности, уровень ответственности. При аттестации и тарификации работников используется Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, требования которого увязаны с разрядами Единой тарифной сетки.

В Управлении ПФР документом, определяющим порядок и условия оплаты труда работников УПФ в Шебекинском районе и городе Шебекино, является Положение об оплате труда работников Управления ПФР в Шебекинском районе и г Шебекино [приложение3]. Данное Положение разработано в соответствии с Постановлением Правления ПФР от 20 июня 2007 года №145п «Об оплате труда работников территориальных органов ПФР и ИЦПУ». Оплата труда работников является средством их материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности.

Все работники Управления ПФР в Шебекинском районе и г Шебекино делятся на 2 группы: работники, кроме работников обслуживающего персонала и работники обслуживающего персонала. Оплата труда работников, кроме работников обслуживающего персонала, состоит из месячного должностного оклада в соответствии с замещаемыми ими должностями, ежемесячных надбавок, премий и других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными актами. Наименование должностей и размеры должностных окладов работников устанавливаются в соответствии со штатным расписанием, утвержденным приказом начальника управления ПФР. При увеличении (индексации) должностных окладов их размеры подлежат округлению до целого рубля в сторону увеличения. Для первой группы работников установлен порядок выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за высокую квалификацию, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия и специальный режим работы, ежемесячной надбавки за выслугу лет и ежемесячной надбавки к должностному окладу работникам, допущенным к государственной тайне.

Так, ежемесячная надбавка к должностному окладу за высокую квалификацию устанавливается в процентах (до 30 процентов) дифференцировано, с учетом квалификации работника и соответствия уровня профессиональной подготовки требованиям, предъявляемым к должности. Ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия и специальный режим работы устанавливается в процентах в зависимости от занимаемой должности (например, размер надбавки (в процентах от должностного оклада) у помощника управляющего отделением составляет от 90 до 120 процентов, у старшего специалиста от 60 до 90). Надбавки работнику устанавливаются на срок действия трудового договора или пребывания в конкретной должности. Пересмотр размеров надбавок может производиться в связи с изменениями условий оплаты труда в системе ПФР.

Работниками обслуживающего персонала отделения ПФР являются работники, оплата труда которых производится по Единой тарифной сетке (ЕТС) работников обслуживающего персонала системы ПФР. В Управлении ПФР в Шебекинском районе и г Шебекино к таким работникам относятся: старший инженер, инженер, старший инспектор, инспектор, заведующий хозяйством. Оплата труда работников обслуживающего персонала отделения ПФР состоит из тарифной ставки (должностного оклада), ежемесячных надбавок, ежемесячного денежного поощрения, премий и других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами, иными нормативными актами. Наименование должностей (профессий) и размеры должностных окладов и тарифных ставок устанавливаются работникам обслуживающего персонала согласно штатным расписаниям отделения ПФР. Размеры тарифных ставок увеличиваются на 10 процентов уборщикам служебных помещений за работу с дезинфицирующими средствами. В случае привлечения работников на работу в ночное время им устанавливается оплата в повышенном размере — каждый час работы в ночное время оплачивается из расчета часовой тарифной ставки (оклада). Работники обслуживающего персонала получают ежемесячные надбавки за сложность, напряженность и высокие достижения в труде, которые равны от 50 до 100 процентов тарифной ставки (оклада). Данная надбавка устанавливается дифференцированно, с учетом квалификации работника, его трудового вклада, отношения к исполнению своих должностных обязанностей. При ухудшении качества работы, изменений условий и режима работы установленный размер надбавки может быть пересмотрен. Полагаются также надбавки к тарифной ставке (окладу) за выслугу лет.

Глава 2. Формирование отчетности по оплате труда

2.1 Первичные документы по учету личного состава, труда и его оплаты

Обработка первичных документов, ведение учетных регистров, оформление хозяйственных операций в Управлении Пенсионного Фонда РФ в Шебекинском районе и городе Шебекино производится с использованием вычислительной техники, с внедрением и освоением программы «1С:Предприятие». Основанием для отражения записей в учетных регистрах служат надлежаще оформленные первичные документы. Они обеспечивают сплошное и непрерывное отражение хозяйственной деятельности Управления ПФ РФ в Шебекинском районе.

Первичные документы составляются своевременно в момент совершения операции и содержат достоверные данные. Документы создаются на бланках типовых межведомственных форм, а также на бланках специализированных форм, разработанных и утвержденных Правлением ПФР. Бланки строгой отчетности учитываются в соответствии с инструкцией по бухгалтерскому учету бюджетных учреждений, утвержденной Приказом Министерства финансов РФ. В Управлении ПФР в Шебекинском районе и городу Шебекино используются следующие унифицированные формы первичных документов.

Для учета личного состава работников УПФР использует следующие формы документов [5]:

1 Приказ о приеме на работу (форма №Т-1)-составляется на каждого члена трудового коллектива работником отдела кадров. На оборотной стороне приказа руководитель подразделения, в котором будет работать новый работник, указывает, в качестве кого может быть использован новый работник, его оклад, испытательный срок. После этого приказ визируется в соответствующей службе с целью подтверждения оклада и его соответствия штатному расписанию и подписывается руководителем организации [приложение 6].

2 Личная карточка (ф № Т-2)-заполняется на каждого работника в одном экземпляре. В ней содержатся: общие сведения о работнике, сведения о воинском учете, назначении и перемещении, повышении квалификации, отпуске, аттестации и др.

3 Приказ о переводе на другую работу (ф № Т-5)-составляется в двух экземплярах в отделе кадров при оформлении перевода работника из одного подразделения в другое. Один экземпляр остается в отделе кадров, другой передается в бухгалтерию. Приказ визируется руководителями соответствующих структурных подразделений и подписывается руководителем организации.

4 Приказ о предоставлении отпуска (ф № Т-6)-применяется для оформления ежегодного отпуска или отпусков других видов [приложение 7].

5 Приказ о прекращении трудового договора (ф № Т-8)-составляется в двух экземплярах в отделе кадров и подписывается руководителем подразделения организации и ее руководителем.

Для учета труда и его оплаты используются следующие формы документов:

1 Расчетно-платежная ведомость (код формы 0504401). Применяется для отражения начисления заработной платы и выплат, произведенных работникам в течение месяца и причитающихся в окончательный расчет; удержанных из заработной платы налогов и других сумм [приложение 13].

Основанием для начисления заработной платы служат: приказ руководителя учреждения о зачислении, увольнении и перемещении сотрудников в соответствии с утвержденными штатами и ставками заработной платы, табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы, записка-расчет об исчислении среднего заработка при предоставлении отпуска, увольнении и других случаях, другие документы.

Документами для начисления заработной платы лицам, не состоящим в штате учреждения, работающим по договорам и разовым заказам, являются договоры, акты выполненных работ.

Расчетно-платежная ведомость составляется по учреждению, подписывается исполнителем и лицом, проверившим документ. Разрешение на выплату заработной платы подписывается руководителем учреждения и главным бухгалтером.

В тех случаях, когда разовые расчеты по заработной плате при уходе в отпуск или увольнении не совпадают с составлением общего расчета, выплаты в межрасчетный период производятся по платежной ведомости или расходным кассовым ордером. Начисленные и выплаченные суммы по этим расчетам включаются в расчетно-платежную ведомость текущего месяца. При этом по графе «Сумма к выдаче» против данной фамилии делается прочерк, а выплаченная сумма записывается в графе «Выплаты в межрасчетный период».

В конце ведомости кассир должен сделать надпись о фактически выплаченной сумме и о неполученной сумме заработной платы, сверить эти суммы с общим итогом по платежной или расчетно-платежной ведомости и скрепить надпись своей подписью. Если деньги выдавались не кассиром, а другим лицом, то на ведомости дополнительно делается надпись «Деньги по ведомости выдал — должность, подпись, расшифровка подписи». После тщательной проверки отметок, сделанных кассиром в расчетно-платежной ведомости, и подсчета выданных и депонированных сумм на расчетно-платежной ведомости заполняются реквизиты расходного кассового ордера на выданную сумму заработной платы из кассы. Указанный расходный ордер на сумму выданной заработной платы по расчетно-платежной ведомости подлежит регистрации в журнале регистрации приходных и расходных ордеров.

2 Платежная ведомость (код формы 0504403). Применяется в тех случаях, когда разовые расчеты по заработной плате, при уходе в отпуск или увольнении не совпадают с составлением общего расчета, т.е. в межрасчетный период. Начисленные и выплаченные суммы по этим расчетам включаются в расчетно-платежную ведомость текущего месяца. Порядок оформления платежной ведомости аналогичен порядку, предусмотренному для расчетно-платежной ведомости.

3 Карточка-справка (код формы 0504417). Применяется для регистрации справочных сведений о заработной плате работника, в которой, помимо общих сведений о нем, ежемесячно отражаются по всем источникам суммы начисленной заработной платы по видам, удержанных суммах по видам, сумма к выдаче [приложение 10]. Карточка-справка заполняется на основании расчетно-платежной ведомости. В необходимых случаях данная карточка-справка может использоваться для получения сведений о суммах выплаченного гонорара по каждому получателю.

4 Табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы (код формы 0504421). Табель применяется для учета использования рабочего времени и начисления заработной платы [приложение 8]. Ведется он ежемесячно по установленной форме лицами, назначенными приказом по учреждения в целом или в разрезе структурных подразделений. Табель открывается ежемесячно за 2-3 дня до начала расчетного периода на основании табеля за прошлый месяц.

Записи в табель и исключение из табеля работников должны производиться только на основании документов по учету личного состава: приказов о приеме на работу, переводе, увольнении.

В табеле регистрируются только случаи отклонений. В верхней половине строчки на каждого работника, у которого имелись отклонения от нормального использования рабочего времени, записываются часы отклонений, а в нижней — условные обозначения отклонений. В нижней части строчки записываются также часы работы в ночное время.

Если у одного и того же работника в один и тот же период в использовании рабочего времени имелось два вида отклонений, одно из которых — работа в ночное время, то нижняя часть строки заполняется дробью, числитель которой — условное обозначение отклонений, а знаменатель — ночные часы. При наличии более двух отклонений в один день фамилия работника в табеле повторяется 2 раза.

В конце месяца работником, ответственным за ведение табеля, определяется общее количество дней (часов) явок, дней (часов) неявок, а также количество часов по видам переработок (замещение, работа в праздничные дни, ночные часы и другие виды оплаты) с записью их в соответствующие графы. Заполненный табель подписывается лицом, ведущим табельный учет.

Заполненный табель и другие документы, оформленные соответствующими подписями, в установленные сроки сдается в бухгалтерию для проведения расчетов по соответствующим графам «Сумма», после утверждения табеля руководителем учреждения он используется для составления расчетно-платежной ведомости.

5 Записка-расчет об исчислении среднего заработка при предоставлении отпуска, увольнении и других случаях (код формы 0504425). Применяется данная форма документа для расчета среднего заработка для определения сумм оплаты за отпуск, компенсации при увольнении и других случаях в соответствии с действующим законодательством. Сведения о виде отпуска, дате начала и конца отпуска, его продолжительности, периоде, за который предоставляется отпуск, заполняются на основании приказа. Номер записки-расчета соответствует номеру приказа, являющемуся основанием для предоставления отпуска.

В заголовочной части записки-расчета заполняются все необходимые реквизиты. Далее указывается, за какой период предоставляется отпуск и в каком периоде времени он будет предоставлен.

В таблице «Количество расчетных дней» следует указать количество дней основного, дополнительного или (в свободной графе) иного вида отпуска.

Таблица «Заработная плата по месяцам» заполняется на основании карточки-справки. Данная таблица заполняется, если расчетный период при исчислении среднего заработка составляет 12 месяцев (например, оплата за время обучения на курсах повышения квалификации). Сумма годового заработка и количество фактически отработанных дней за год из графы «Всего за год» переносится на страницу 2 код строки 04 «Итого за расчетные месяцы» в соответствующие графы.

В таблице для расчета начисленной заработной платы строки 01, 02, 03 заполняются, когда расчетный период составляет 3 месяца. Количество отработанных дней и сумма начисленной заработной платы в данном расчетном периоде заполняются на основании Карточки-справки с учетом положений, установленных законодательством о труде.

Показатели «Дни» и «Сумма» по строке 04 равны сумме показателей по строкам 01, 02, 03 соответствующих граф.

Показатель «Средний заработок месячный» по строке 05 определяется путем деления сумм по строке 04 «Итог за расчетные месяцы» на 12 месяцев или на 3 месяца (в зависимости от продолжительности расчетного периода).

Показатель «Средний дневной заработок» по строке 06 определяется путем деления суммы по строке 04 на количество дней по строке 04 соответствующих граф.

Сумма за отпуск за текущий месяц по строке 07 и за будущий месяц по строке 08 определяется путем умножения среднего дневного заработка, указанного в строке 06 графы 12, на количество дней отпуска, приходящихся соответственно на текущий и будущий месяцы. Сумма по строке 09 «Итого за отпуск» должна бать равна сумме строк 07 и 08.

Смотрите так же:  Лицензия на библиотеки компаса

По строке 10 «Заработная плата за текущий месяц» отражается заработная плата за фактически отработанное время в текущем месяце до наступления отпуска на основании карточки-справки.

Показатель по графе 12 «Всего» определяется путем суммирования граф 4, 7, 10 по каждой строке (01-11).

В таблице для расчета «Удержано из заработной платы» сумма налога на доходы (графы 3-5) определяется путем умножения суммы со странице 2 по строке 11 «Всего начислено» за минусом установленных налоговых вычетов на ставку налога отдельно по каждому виду источника.

2.2 Статистические показатели использования трудовых ресурсов УПФ

Эффективность использования живого труда характеризуется с помощью статистических показателей по использованию трудовых ресурсов. Трудовые показатели — показатели, которые используются для исчисления количества затраченного труда и выражаются в единицах времени.

Работников Управления ПФ можно сгруппировать по профессиональному признаку (экономисты, юристы и др), квалификационному (данный признак можно проследить по применяемой в УПФ Единую тарифную сетку), функциональному (руководители, специалисты, служащие, рабочие), по характеру выполняемой работы (основные и вспомогательные категории работников).

Показателями численности работников является списочный (С), явочный (Я), фактический (Ф) и среднесписочный состав (СР). В списочный состав включаются работники, принятые на постоянную и временную на срок один день и более со дня зачисления их на работу согласно трудовым контрактам (договорам). В списочном составе работников за каждый календарный день должны быть учтены как явившиеся на работу, так и те работники, которые отсутствуют по каким-либо причинам (ОТ):

Узнаем списочный состав работников УПФ на 14.02.2010 года. В данный календарный день явились на работу 78 работников и отсутствовал 1 работник (по причине ежегодного отпуска). Таким образом, списочный состав работников УПФ на 14.02.2010 год составил 79 работников.

Одним из важнейших показателей является показатель средней списочности работников, который определяется как отношение суммы численности работников списочного состава за каждый календарный день отчетного месяца, включая праздничные (нерабочие) и выходные дни, к числу календарных дней отчетного месяца:

где Ч1 , Ч2 , …, Чi — численность работников за каждый календарный день; ni — число календарных дней отчетного месяца.

Рассчитаем показатель средней списочности работников УПФ за февраль 2010 года. Численность работников за каждый календарный день в феврале месяце составила 1480, число календарных дней в феврале — 28.

1480 : 28 = 52,9 работника. Таким образом, показатель средней списочности работников УПФ за февраль 2010 года составил 52,9 работника.

С помощью показателя средней списочности работников определяются другие показатели (коэффициент численности основных рабочих, показатели движения персонала предприятия). Аналитическим показателем работы УПФ является коэффициент численности основных рабочих Кчо, который определяется по формуле:

где — среднесписочная численность вспомогательных рабочих; — среднесписочная численность всех рабочих.

Для расчета данного коэффициента необходимо рассчитать показатель средней списочности вспомогательных рабочих. Значение этого показателя есть отношение суммы численности вспомогательных рабочих списочного состава за каждый календарный день отчетного месяца, включая праздничные (нерабочие) и выходные дни, к числу календарных дней отчетного месяца, т.е. 188 : 28 = 6,7 Таким образом, значение среднесписочной численности вспомогательных работников равно 6,7. Теперь для нахождения коэффициента численности основных рабочих необходимо произвести следующий расчет: показатель средней списочности вспомогательных рабочих разделить на значение показателя средней списочности всех работников УПФ и получившееся значение вычесть из 1, т.е. 1- (6,7 : 52,9) = 0,87. По коэффициенту численности основных рабочих можно сделать вывод, что 87% всех работников УПФ составляют работники, кроме работников обслуживающего персонала.

Как и для любого предприятия, для Управления ПФР в Шебекинском районе и г Шебекино характерна интенсивность движения рабочей силы. Под движением рабочей силы понимается изменение списочной численности работников вследствие их увольнения или приема на работу. Рассчитываются следующие абсолютные показатели: оборот по приему (число зачисленных работников в текущий период); оборот по увольнению (число работников, ушедших с предприятия по каким-либо причинам); общий оборот рабочей силы (сумма оборотов по приему и выбытию). С помощью этих абсолютных показателей строятся балансы ресурсов рабочей силы (Бр), которые определяются как сумма численности списочных работников на начало отчетного периода (Ч) и численности принятых за отчетный период (Чпр) без численности выбывших за отчетный период (Чвыб):

В целях проведения сравнительного анализа интенсивности движения рабочей силы (внешней трудовой мобильности) рассчитывают основные относительные коэффициенты (оборота по приему, оборота по выбытию, текучести кадров). Коэффициент оборота по приему (Коб. пр) рассчитывается как отношение числа принятых за отчетный период (Чпр) к среднесписочному составу работников за отчетный период:

Коэффициент оборота по выбытию (Квыб) рассчитывается как отношение числа выбывших в отчетный период к среднесписочному составу за отчетный период:

Коэффициент текучести кадров (Ктек) равен отношению числа уволенных по собственному желанию, за нарушение трудовой дисциплины, к среднесписочному составу:

Важной частью статистического анализа использования трудовых ресурсов является исследование показателей количества затраченного труда в процессе оказания услуг населению Управлением ПФР. Основным понятием здесь является понятие рабочего времени. Рабочее время (фонд времени) — это период календарного времени, которое затрачено на оказание услуг. Иначе говоря, продолжительностью рабочего времени можно измерять количество затраченного в производстве труда. Рабочее время наемных работников регулируется законодательством, которое определяет продолжительность рабочей недели. В Управлении ПФР действует 40-часовая неделя.

Основными единицами измерения рабочего времени являются человеко-дни и человеко-часы. Человеко-днем считается день пребывания работника в списочном составе. Отработанный человеко-час — это час фактической работы одного работника (показатель используется для измерения рабочего времени рабочего, для других категорий используется показатель «человеко-день»).

Статистический анализ учитывает календарный фонд времени, табельный фонд времени (календарный фонд без выходных и праздников) и максимально возможный фонд времени (рабочее время, которым располагает предприятие при стопроцентной явке работников). В свою очередь максимально возможное время состоит из трех основных составляющих: а) фактически отработанное время; б) время, не отработанное по уважительным причинам (неявки по болезни, отпуска и др.); в) потерянное рабочее время (целодневные простои, неявки из-за прогулов, забастовки, неявки с разрешения администрации без сохранения заработка).

Вышеперечисленные основные элементы рабочего времени составляют первый раздел «баланса рабочего времени» — ресурсы рабочего времени.

Второй раздел баланса рабочего времени отражает использование рабочего времени (коэффициент использования фонда времени). Коэффициент использования фонда времени Ки можно рассчитать, используя показатели соответствующего фонда времени — календарного фонда (Ткф), табельного фонда (Ттф), максимально возможного фонда (Тмвф), которые фиксируют, какая часть рабочего времени была отработана фактически.

Коэффициент определяется как отношение величины фактически отработанного времени Тф к величине соответствующего фонда времени:

Для статистического анализа использования рабочего дня исчисляется коэффициент использования рабочего дня Крд, который определяется как отношение средней фактической продолжительности рабочего дня Дф к средней установленной продолжительности рабочего дня Дн :

Рассчитаем коэффициент использования рабочего дня в Управлении ПФ. Итак, средняя продолжительность дня составила 7,7 часа: (8+8+7,5+7+8):5. Средняя установленная продолжительность рабочего дня составляет 8 часов. Крд = 7,7 : 8 = 0,96 часа.

Таким образом, расчет абсолютных и относительных показателей позволяет оценить не только деятельность организации в рамках общественного производства товаров и услуг, но и позволяет глубже изучить и проанализировать структуру работников организации и их вклад в производство товаров и услуг.

2.3 Организация статистической отчетности по трудовым показателям в Управлении ПФ

оплата труд статистический отчетность

Статистическая отчетность — это комплекс показателей в денежном и натуральном выражении, предоставляемых организациями по установленным Госкомстатом России формам в целях формирования сводной официальной статистической информации о социально-экономическом и демографическом положении страны. Сведения о деятельности предприятий, организаций поступают в статистические органы в установленные сроки в виде определенных документов (отчетов). Бланки таких отчетов называют формами статистической отчетности. Каждая из них имеет свой шифр и название. Статистическая отчетность служит для отражения отдельных сторон деятельности организации и их статистического изучения. Она составляется на основе данных бухгалтерского, статистического и оперативного учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности по единой методике, установленной Росстатом и Министерством финансов.

В настоящее время в соответствии с Положением о Федеральной службе государственной статистики, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004г., главным учетно-статистическим центром в стране является Федеральная служба государственной статистики. Согласно положению Федеральная служба государственной статистики принимает нормативные правовые акты в сфере государственной статистической деятельности, формирует официальную статистическую информацию о социальном, экономическом, демографическом и экологическом положении страны.

Статистические сведения о численности, заработной плате и движении работников в Управлении ПФ В Шебекинском районе и г Шебекино отражается в государственной статистической отчетности формы № П-4 [приложение 5]. Данные УПФ по форме № П-4 своевременно передаются в Росстат, а именно не позднее 15 числа после отчетного периода.

Форма статистической отчетности № П-4 представляет собой документ, состоящий из нескольких разделов. Первый лист формы является титульным и посвящен заполнению данных о УПФ. А именно здесь необходимо указать наименование отчитывающейся организации, ее почтовый адрес, код отчитывающейся организации по ОКПО. Так же необходимо указать период времени, за который составляется данная отчетность.

Раздел 1. Численность, начисленная заработная плата работников и отработанное время. В данном разделе заполняется столбец В (код по ОКВЭД) в соответствии с приложением к Указаниям по заполнению форм федерального статистического наблюдения. Далее необходимо заполнить информацию о средней численности работников за отчетный месяц. В общей сумме средней численности работников за отчетный период учитываются: работники списочного состава (без внешних совместителей), внешние совместители и работники, выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера[26]. В УПФ данные о внешних совместителях и работниках, выполняющих работы по договорам гражданско-правового характера не заполняются. Таким образом численность работников списочного состава (без внешних совместителей) в УПФ за февраль 2010 года составила 79 человек. Вторая часть раздела 1 представлена таблицей, где необходимо указать следующие сведения. Следует указать количество отработанных человеко-часов с начала года (за месяц, за квартал, полугодие, 9 месяцев, год) в человеко-часах, но только работниками списочного состава. В Управлении ПФ количество отработанных человеко-часов работниками списочного состава за февраль месяц составило 31 264 человеко-часа. Далее заполняем данные о фонде начисленной заработной платы работников за отчетный месяц, где учитывается фонд начисленной заработной платы работников списочного состава (без внешних пользователей). Здесь же необходимо указать выплаты социального характера работников по Положению об оплате труда в УПФ, которые в феврале месяце составили 40 000 рублей.

Раздел 2. Движение работников. Раздел 2 данной формы отчетности заполняется за год, но данные указываются на начало года и на конец года. На начало года берутся данные о количестве принятых работников, в том числе и на дополнительно созданные рабочие места. Так же учитывается количество выбывших работников (в связи с сокращением численности работников и по собственному желанию). На конец отчетного года необходимо заполнить численность работников списочного состава и численность требуемых работников на вакантные рабочие места. Все работники учитываются в соответствии со списочным составом без внешних пользователей [26]. В Управлении ПФР в Шебекинском районе и г Шебекино за 2009 год движение работников следующее: на начало 2009 года численность принятых работников составила 1 чел и численность выбывших работников по собственному желанию составила 1чел. Таким образом численность работников списочного состава на конец отчетного 2009 года составила 79 человек.

Отчетность УПФ в Шебекинском районе и г Шебекино по показателям, включающих и показатели использования трудовых ресурсов, позволяет формировать достоверную информацию о деятельности УПФ, а так же выявить значение деятельности УПФ в социальной сфере Шебекинского района.

Целью написания данной курсовой работы было изучение отчетности по трудовым показателям УПФ в Шебекинском районе и г Шебекино. Для достижения цели были решены следующие задачи. Выяснили, что сущность оплаты труда состоит в том, что она представляет собой выраженную в деньгах долю работников в той части национального дохода, которая направляется на цели личного потребления и распределения по количеству и качеству труда, затраченного каждым работником в общественном производстве. Заработная плата является основным источником подъёма благосостояния рабочих и служащих, а так же важным рычагом материального стимулирования роста и совершенствования общественного производства. Выяснили, что система и форма оплаты труда, применяемая в Управлении ПФ, утверждена Трудовым кодексом РФ. В соответствии со ст. 143 Трудового кодекса РФ в бюджетных учреждениях применяется тарифная система оплаты труда, а именно повременная форма, устанавливаемая на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы. Таким образом, заработная плата сотрудников и работников Управления ПФ складывается из оклада и премий, надбавок и других выплат.

Основой отчетности по учету труда и его оплате служат первичные документы Управления ПФ. Составление первичных документов происходит своевременно в момент совершения операций. Все документы содержат достоверные данные о сотрудниках, их трудовой деятельности и ее оплаты.

Статистическая отчетность, представляющая комплекс показателей в денежном и натуральном выражении, предоставляемых организациями по установленным Росстатом формам, является неотъемлимой частью отчетности Управления ПФ. Статистическая отчетность служит для отражения отдельных сторон деятельности Управления ПФ в Шебекинском районе и г Шебекино и их дальнейшего изучения.

Для того, чтобы статистическая отчетность Управления ПФ и других организаций была более качественной и достоверной, необходимо предпринять следующие меры:

— пересмотреть и совершенствовать формы статистической отчетности;

— повысить актуальность и оперативность статистических данных;

— соблюдать точность, достоверность и оперативность информации.

1 Налоговый кодекс РФ. Часть вторая, в посл. ред. федеральных законов от 19.07.2009.

2 Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001, в посл. ред. федеральных законов от 17.07.2009.

3 Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99). Приказ Министерства Финансов РФ от 6 июля 1999 года № 43н.

4 Постановление Правительства РФ от 14 октября 1992 года № 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки».

5 Постановление Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 6.04.2001 г. N 26 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».

6 Приказ Минфина России от 23.09.2005 № 123н «Об утверждении форм регистров бюджетного учета».

7 Инструкции по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения, утвержденной постановлением Госкомстатом от 07.12.98 г №212.

8 Андросов А.М. Бухгалтерский учет и отчетность в России: практическое руководство с документами и комментариями. — М.: МЕНАТЕП — ИНФОРМ, 2006. — 498 с.

Статистическая отчетность и первичные документы учета рабочей силы