Кредиторы и ликвидация юридического лица

Ликвидация с нарушениями, или Как избежать признания записи в ЕГРЮЛ недействительной?

Эксперт службы Правового консалтинга

специально для ГАРАНТ.РУ

Если задолжавшая фирма ликвидировалась, не уведомив об этом одного из своих кредиторов, то какие действия он может предпринять, обнаружив факт ее ликвидации? Объясняет эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Сергей Широков.

У организации-кредитора (ООО) есть дебиторская задолженность. ООО-кредитором самостоятельно обнаружена в ЕГРЮЛ запись о ликвидации ООО-должника. Письменное уведомление о ликвидации данного должника ООО-кредитором не получено. Какие действия в этой ситуации может предпринять ООО-кредитор? Можно ли обратиться в суд с требованиями о признании действий ликвидационной комиссии незаконными?

В соответствии с п. 1 ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Поэтому одним из обязательных этапов процедуры ликвидации является расчет с кредиторами ликвидируемого юридического лица (п. 4 ст. 63, ст. 64 ГК РФ).

Перед началом удовлетворения требований кредиторов ликвидационная комиссия (ликвидатор) помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации, о порядке и сроке заявления требований его кредиторами (п. 1 ст. 63 ГК РФ). Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Помимо этого, ликвидационная комиссия самостоятельно принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет известных ей кредиторов о ликвидации юридического лица.

Следовательно, в том случае, когда ликвидационная комиссия (ликвидатор) не уведомили какого-либо известного ей кредитора о проводимой ликвидации и вследствие этого он не смог предъявить свои требования, имеет место нарушение порядка ее проведения.

Такое нарушение, несомненно, оказывает влияние и на достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых на государственную регистрацию при ликвидации юридического лица. Ведь, как следует из п. 2 ст. 63 и п. 5 ст. 63 ГК РФ, после истечения срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований и результатах их рассмотрения, а после завершения расчетов с кредиторами – ликвидационный баланс. Указанные документы утверждаются участниками юридического лица и представляются в регистрирующий орган: промежуточный ликвидационный баланс – в порядке уведомления о его составлении (п. 3 ст. 20 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; далее – Закон № 129-ФЗ), а ликвидационный баланс – в составе документов для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица (пп. «б» п. 1 ст. 21 Закона № 129-ФЗ).

Согласно пп. «а» п. 1 ст. 21 Закона № 129-ФЗ в заявлении, представляемом на государственную регистрацию в связи с ликвидацией юридического лица, подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и расчеты с его кредиторами завершены. Поэтому представление совместно с этим заявлением ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, в судебной практике рассматривается как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании пп. «а» п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ (постановление Президиума ВАС РФ от 13 октября 2011 г. № 7075/11).

В связи с этим суды признают недействительным внесение регистрационной записи о ликвидации юридического лица в единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) при отсутствии письменного уведомления одного из кредиторов этого юридического лица о его ликвидации и невнесении сведений о требованиях данного кредитора в ликвидационные баланс (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 15 января 2013 г. № 11925/12, постановление ФАС Уральского округа от 24 июня 2014 г. № Ф09-7103/11 по делу № А60-539/2011, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25 декабря 2013 г. № Ф02-5660/13, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 9 апреля 2008 г. № Ф08-1815/2008, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11 сентября 2013 г. № 08АП-5103/13). При этом, как следует из анализа приведенных судебных постановлений, иск удовлетворяется в том случае, если ликвидатору (ликвидационной комиссии) было известно или должно было быть известно о наличии задолженности перед кредитором на момент составления ликвидационных балансов.

Кроме того, обратите внимание на то, что существует положительная судебная практика по взысканию с ликвидатора убытков, которые были причинены кредитору или иным лицам нарушением процедуры ликвидации юридического лица (см, например, постановление Президиума ВАС РФ от 4 декабря 2012 г. № 9632/12, постановление ФАС Поволжского округа от 22 июля 2014 г. № Ф06-12407/13).

ПРАВА КРЕДИТОРА ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА


1. ПРЕТЕНЗИОННАЯ СТАДИЯ
— Сбор документов и их павовая оценка.
— Разработка решения вариантов вопроса в т.ч. путем мирного решения. Подробнее.

2. ПРЕДСУДЕБНАЯ СТАДИЯ
— Разработка проекта иска/отзыва на иск.
— Сбор и подготовка документов, обосновывающих выработанную правовую позицию.
— Подача иска в суд. Подробнее.

3. ПЕРВАЯ ИНСТАНЦИЯ
— Проведение предварительного слушания.
— Оценка возражений противоположной стороны.
— Корректировка и уточнение сформированной позиции (при необходимости сбор дополнительных доказательств).
— Проведение основного слушания. Подробнее.

4. АПЕЛЛЯЦИОННАЯ ИНСТАНЦИЯ
— Правовая оценка решения суда.
— Оценка жалобы противоположной стороны.
— Разработка проекта дела.
— Подготовка жалобы/отзыва на жалобу.
— Проведениеслушания дела. Подробнее.

Работа в суде апелляционной инстанции проверяется уже вынесенное решение суда первой инстанции. Стадия апелляционной инстанции очень важна, т.к. Постановление апелляционной инстанции вступает в силу немедленно и подлежит принудительному исполнению через службу судебных приставов. Апелляционная инстанция заседает в составе 3-х судей, а не одного, как в суде первой инстанции, выносит решение коллегиально; по ряду вопросов может иметь свою собственную правовую позицию. Поэтому на этом этапе очень важно хорошо подготовиться к делу и суметь отстоять уже принятое в пользу клиента положительно решение или добиться изменения отрицательного решения

6. ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
— Возбуждение исполнительного производства.
— Участие в исполнительных действиях.
— Обеспечение исполнения решения суда. Подробнее.

«Кредиторы тоже плачут». Правовые позиции кредиторов при ликвидации должников

В соответствии с положениями статей 61 – 64 Гражданского кодекса ликвидация юридического лица по решению учредителей (участников) означает добровольное прекращение деятельности такого юридического лица. При этом прекращение деятельности одного лица не должно преследовать своей целью причинение вреда другому лицу (статьи 1, 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).

К сожалению, добровольная ликвидация юридического лица все чаще используется недобросовестными должниками как инструмент, позволяющий затянуть судебный процесс или избежать ответственности за нарушение принятых обязательств.

Большинство кредиторов по настоящий день заявляют исковые требования к ликвидационным комиссиям в порядке п. 4 ст. 64 ГК РФ. Однако с сентября 2014 года в ГК РФ появилась ст. 64.1, предоставляющая кредиторам ликвидируемого лица право на обращение к ликвидируемому лицу.

Как отмечает Научно-консультативный совет Арбитражного суда Северо-Западного округа:

«Введение в ГК РФ п. 1 ст. 64.1 унифицирует порядок проверки обоснованности требований кредитора к ликвидируемому юл, исключая предъявление требования гражданско-правового, искового характера к ликвидационной комиссии.

Применение новой нормы, которой в полной мере соотносится с новеллами гражданского законодательства, представляется приоритетным перед сохранившим свое действие п. 4 ст. 64 ГК РФ». (п. 3 Рекомендаций НКС АС Западно-Сибирского округа от 28.04.2015)

Представляем вашему вниманию обзор судебной практики по судебным позициям кредиторов, которым удалось успешно защитить свои права при ликвидации контрагента-должника.

1. В промежуточный ликвидационный баланс подлежат включению требования, не оспариваемые сторонами как по праву, так и по размеру, иное влечет предоставление в регистрирующий орган ликвидационных балансов, содержащих недостоверные сведения.

Источник: Постановление Президиума ВАС РФ № 18558/13 от 08.04.2014

2. Представление в налоговый орган ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 23 ФЗ «О государственной регистрации ЮЛ».

«Постановление № 7075/11 содержит правовые выводы о том, что при ликвидации юридического лица заявление о государственной регистрации, а также ликвидационный баланс, на основании которых формируется соответствующая часть ЕГРЮЛ, являющегося федеральным информационным ресурсом, должны содержать достоверную информацию. Установленный статьями 61–64 ГК РФ порядок ликвидации юридического лица не может считаться соблюденным в ситуации, когда ликвидируемому должнику и его ликвидатору было достоверно известно о наличии не исполненных обязательств перед кредитором, потребовавшим оплаты долга, в том числе путем инициирования судебного процесса о взыскании задолженности, при этом ликвидатор письменно не уведомил данного кредитора о ликвидации должника и не произвел расчета с ним. В таком случае представление в регистрирующий орган ликвидационного баланса, не отражающего действительного размера обязательств перед названным кредитором, следует рассматривать как непредставление документа, содержащего необходимые сведения.»

Источник: Постановление Президиума ВАС РФ № 7075/11 от 13.10.2011

Источник: Постановление 12 ААС от 19.11.2014 по делу N А57-8488/2014

3. Допущенные при проведении процедуры ликвидации нарушения могут привести к признанию действий (бездействия) ликвидатора незаконными и восстановлению ликвидированного юридического лица в ЕГРЮЛ.

«В частности, суды не учли, что согласно ст. 64 ГК РФ ликвидационная комиссия и ликвидатор прежде всего должны совершать действия, направленные на разрешение надлежащим образом вопросов, касающихся расчетов с кредиторами, в том числе заблаговременно направлять известным им кредиторам письменные уведомления с тем, чтобы последние имели реальную возможность реализовать право на предъявление требований в пределах срока, установленного ликвидационной комиссией, ликвидатором.»

«При первоначальном рассмотрении спора по существу судами был установлен факт направления председателем ликвидационной комиссии уведомления о ликвидации в адрес Сбербанка лишь после истечения срока, отведенного для предъявления требований.

Такое письменное уведомление не является надлежащим в смысле абзаца второго пункта 1 статьи 63 Кодекса.»

Источник: Постановление Президиума ВАС РФ № 14449/12 от 05.03.2013

Смотрите так же:  Предварительный договор продажи квартиры с участием несовершеннолетнего

4. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана действовать добросовестно и разумно в интересах как ликвидируемого юридического лица, так и его кредиторов.

«Предусмотренная названными нормами процедура ликвидации юридического лица предполагает действия ликвидационной комиссии (ликвидатора) по выявлению его кредиторов; предоставлению кредиторам возможности заявить свои требования; составлению ликвидационного

баланса, отражающего действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами; определению порядка ликвидации (в том числе путем признания юридического лица несостоятельным (банкротом) – пункт 4 статьи 61, статья 65 Гражданского кодекса).»

4.1. Требования об обжаловании действий ликвидатора, заявленные в том числе после внесения спорной записи, связаны с ликвидацией юридического лица, следовательно, указанный спор относится к специальной подведомственности арбитражных судов. При этом сам факт ликвидации юридического лица не изменяет подведомственности спора арбитражному суду и не может влечь прекращения производства по делу.

Источник: Постановление Президиума ВАС РФ № 11925/12 от 15.01.2013

5. При оспаривании регистрационной записи о ликвидации юридического лица к участию в деле должен быть привлечен председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор)

«Однако суд первой инстанции, неверно определив круг лиц, подлежащих привлечению к участию в деле, в решении сделал выводы о представлении в регистрирующий орган документов, содержащих не соответствующие действительности сведения, чем затронул права и обязанности Дудова А.М. как председателя ликвидационной комиссии, подписавшего нулевой ликвидационный баланс и заявление о государственной регистрации общества «ТСТ-Пром» в связи с его ликвидацией.»

Источник: Определение ВС РФ № 306-КГ15-537 от 29.07.2015

6. С момента принятия решения о ликвидации организации начинает действовать специальный порядок удовлетворения требований кредиторов. Поэтому у Общества не имеется законных оснований для обращения в суд с иском о взыскании признанной ответчиком задолженности вне рамок процедуры ликвидации.

Источник: Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.09.2014 г. по делу N А56-68075/2013

7. Отсутствие заявление о включении в реестр требований удовлетворения кредиторов и заявления исковых требований в порядке п. 1 ст. 64.1 может послужить основанием для отказа в удовлетворении иска о признании незаконным записи о ликвидации ЮЛ в ЕГРЮЛ.

«Между тем, как установлено судом апелляционной инстанции, в материалах дела отсутствуют доказательства направления Санкт-Петербургским государственным унитарным садово-парковым предприятием “Южное” своего требования в порядке, установленном статьей 63 Гражданского кодекса РФ, ликвидатору в срок, указанный в сообщении о ликвидации. С заявлением в суд в порядке пункта 1 статьи 64.1 Кодекса, Предприятие также не обращалось. В этой связи, апелляционный суд считает, что ликвидатор Общества правомерно составил ликвидационный баланс без отражения в нем данной задолженности.»

Источник: Постановление 13 ААС от 16.02.2015 по делу N А56-32763/2014

8. В случае отказа (уклонения) ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора кредитор вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении его требования к ликвидируемому юридическому лицу (п. 1 ст. 64.1 ГК РФ).

Источник: Постановление 3 ААС суда от 26.08.2015 по делу N А33-5847/2015

9. Предусмотренный п. 1 ст. 64.1 ГК РФ способ защиты не назван законом единственно возможным и верным в случае возникновения спора между кредитором и ликвидатором юридического лица. Так, в п. 4 ст. 64 ГК РФ предусмотрено, что в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии.

Источник: Постановление 7ААС от 12.05.2015 г. по делу N А67-8209/2014

10. В случае отказа (уклонении) ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора кредитор вправе обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии (п. 4 ст. 64 ГК РФ).

Источник: Постановление 9ААС от 10.02.2014 г. N 09АП-45534/2013

Источник: Постановление 18 ААС № 8АП-6190/2012 от 19.07.2012

Уведомление кредиторов о ликвидации

Одним из важных этапов ликвидации организации являются выявление и уведомление кредиторов о ликвидации юридического лица. Образец такого уведомления законодательно не установлен. При этом хотя уведомления не надо предоставлять при регистрации ликвидации, но кредитор, который не был своевременно уведомлен, может оспорить регистрацию ликвидации юридического лица.

Кто является кредитором

Все лица, перед которыми имеется задолженность у организации, являются его кредиторами:

  • работники организации, в том числе бывшие;
  • контрагенты — физические и юридические лица;
  • бюджет по налоговым и другим обязательным платежам.

Задолженность должна быть документально зафиксирована, то есть само по себе наличие договора и мнение организации о наличии задолженности не будут подтверждать задолженность. Это могут быть акты сверки, иные документы, свидетельствующие о непогашенном долге.

При этом срок погашения задолженности наступает сразу после того, как принято решение о ликвидации, вне зависимости от договорных условий (п. 4 ст. 61 ГК РФ).

В связи с тем, что обязательство перед кредиторами при ликвидации наступает досрочно, законодательство устанавливает нормы, защищающие кредиторов. Это необходимо для того, чтобы кредиторы имели возможность предъявить требования и потребовать уплаты долга.

Уведомление кредиторов о ликвидации

Ликвидация организации – прекращение деятельности организации без правопреемства. Это означает, что после ликвидации не будет лица, которое обязано погасить задолженность, именно поэтому законодательством установлены меры по защите кредиторов.

Учредители организации вправе в любой момент принять решение о ликвидации юридического лица и назначить ликвидационную комиссию, которая должна принять меры по выявлению кредиторов и письменно уведомить их о ликвидации (п. 1 ст. 63 ГК РФ).

На ликвидационную комиссию возложена обязанность опубликовать сообщение в журнале «Вестнике государственной регистрации» о ликвидации и порядке приема требований кредиторов.

Срок, в течение которого кредитор может предъявить требование о погашении долга, также установлен п. 1 ст. 61 ГК РФ — с момента опубликования сообщения о том, что организация ликвидирована, у кредитора должно быть как минимум два месяца для предъявления требований.

Срок отсчитывается именно от даты публикации, но вопрос о форме уведомления и о том, необходимо ли персональное уведомление каждого известного кредитора, остается спорным.

Форма уведомления кредиторов о ликвидации

Законодательство декларирует, что кредитор должен быть уведомлено письменно, но не говорит о том, как именно должен быть уведомлен кредитор, – достаточно ли публичного уведомления или необходимо индивидуально уведомлять. Не установлен срок для персонального уведомления кредитора.

Орган регистрации не должен проверять уведомление кредиторов. Подтвердить необходимо только публикацию в Вестнике госрегистрации.

Что касается необходимости уведомления каждого кредитора, то суды, как правило, встают на сторону кредитора и признают обязательность индивидуального письменного уведомления кредитора (Определение Верховного Суда РФ от 27.05.2015 по делу N 310-ЭС14-8980 , Определение Верховного Суда РФ от 15.10.2015 по делу N 305-КГ15-7112 ). В то же время есть решения, где публикация в «Вестнике госрегистрации» считается достаточной для уведомления всех кредиторов.

Поэтому, чтобы избежать рисков оспаривания кредитором ликвидации, лучше всего уведомить письменно персонально каждого известного кредитора. Сделать это можно заказным письмом с уведомлением и описью вложения или непосредственным вручением под роспись. Ликвидационная комиссия обязательно должна сохранить подтверждение уведомления.

Ликвидация юридического лица

В результате ликвидации юридического лица деятельность юридического лица прекра-щается без передачи прав и обязательств другим лицам правопреемства.

Решение о ликвидации юридического лица должно быть принято уполномоченным на это органом.

Участники/акционеры юридического лица или органа, принявшего решение о ликви-дации, обязаны в письменном виде поставить в известность об этом решении госу-дарственный орган, осуществляю-щий государственную регистрацию юридиче-ских лиц.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходит управление делами юридического лица. Ликвидационная комиссия может выступать в суде от имени ликвиди-руемого юридического лица.

Ликвидационная комиссия должна сообщить через средства массовой информации о ликвидации юридического лица, порядке и сроках подачи претензий со стороны кредиторов. Срок подачи претензий не может быть менее 2-х месяцев с момента публикации сообщения.

Промежуточный ликвидационный баланс

После окончания срока предъявления претензий со стороны кредиторов ликвидацион-ная комиссия должна составить промежуточный ликвидационный баланс.

Промежуточный ликвидационный баланс должен быть утвержден уполномоченным органом и согласован с государственным органом по регистрации.

Удовлетворение требований кредиторов

Ликвидационная комиссия удовлетворяет денежные требования кредиторов в соответ-ствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная с даты его утверждения в порядке очередности, установленном текущим законодательством.

Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.

Если стоимость имущества юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, то к ликвидируемому предприятию должны быть применены процедуры банкротства. В этом случае ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. Если ликвидационная комиссия еще не назначена с таким заявлением в суд должен обратиться владелец должника.

Арбитражный суд принимает решение о признании ликвидируемого должника банкротом и об открытии конкурсного производства и назначает конкурсного управляющего. Обязанности конкурсного управляющего могут быть возложены на председателя ликвидационной комиссии. Кредиторы вправе предъявить свои требования в месячный срок с момента публикации объявления о признании ликвидируемого должника банкротом.

Нарушение требования об обращении в арбитражный суд является основанием для отказа во внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении юридического лица. Собственник имущества должника — унитарного предприятия, учредители/участники и руководитель должника, председатель ликвидационной комиссии, допустившие нарушение, несут субсидиарную ответствен-ность по неудовлетворенным требованиям по денежным обязательствам и обяза-тельным платежам должника.

После удовлетворения требований кредиторов ликвидационная комиссия должна составить ликвидационный баланс, который подлежит утверждению участниками/ акционерами юридического лица или руководящим органом, который принял решение о ликвидации юридического лица и согласован с государственным органом по регистрации.

Раздел имущества между участниками/акционерами юридического лица

Имущество юридического лица, оставшееся после удовлетворения требований креди-торов, подлежит распределению между участниками/акционерами в соответствии с очередностью, определенной в учредительных документах юридического лица, с учетом требований законодательства, применимого к конкретной организационно-правовой форме юридического лица (ООО, АО, Кооператив).

Смотрите так же:  Санитарно эпидемиологические требования к организациям торговли

Ликвидация юридического лица считается законченной, а юридическое лицо ликвиди-рованным, после внесения записи о ликвидации в единый государственный реестр юриди-ческих лиц.

Кредиторы и ликвидация юридического лица

Налогообложение. Бюджетный учет. Отраслевые инструкции. Учетная политика.

Банкротство или ликвидация юрлица с долгами

Наиболее безопасный и единственный надежный и законный способ прекращения деятельности

Широкий спектр услуг по бухгалтерскому, налоговому и юридическому сопровождению коммерческих организаций и государственных учреждений.

В данном разделе вы можете ознакомиться с опытом судебной практики КГ «Аюдар».

Консультации наших аудиторов и экспертов по самым актуальным юридическим, бухгалтерским и налоговым вопросам.

Данные юридические статьи подскажут, как правильно зарегистрировать предприятие, выбрать оптимальную систему налогообложения, оформить трудовые отношения, защищать интересы предприятия в суде.

Информационно-справочная система

19 декабря в Москве в здании Московского молодежного центра «Планета КВН» про.

24 декабря 2018 г.

5 октября в Москве в легендарном здании-книжке на Новом Арбате прошел очередной Делов.

16 октября 2018 г.

С 17 по 22 сентября в городе Алушта прошла IX Всероссийская финансово-бухгалтерская конфе.

3 октября 2018 г.

«. Мы уже несколько лет сотрудничаем с КГ «Аюдар», и они никогда нас не подводили — всегда быстрые и грамотные ответы на вопросы по бухгалтерскому и налоговому учету, квалифицированные специалисты и большой выбор услуг. Спасибо. »

ООО «Курземес Авиа» Анна Герасимова

«Мы с вами выиграли два суда. Всегда приятно с вами работать. У вас очень хорошие, приятные сотрудники. Благодарность коллективу консалтинговой группы «Аюдар» за квалифицированную и оперативную работу.»

ООО «Лайнер» Юлова Татьяна Ивановна

© 1996 – 2017 Консалтинговая группа «Аюдар» | Карта сайта

Ликвидация VS кредиторы. Что делать, когда ликвидация превращается в банкротство.

Достаточно часто у специалистов, профессионально занимающихся ликвидацией юридических лиц, возникает вопрос: как поступить, если требования кредиторов мешают провести процедуру ликвидации компании? Постараемся ответить на него.

Наиболее соблазнительно выглядит идея отказаться от персонального уведомления кредиторов о предстоящей ликвидации. Также на ум приходит решение сдать ликвидационный баланс без указания кредиторской задолженности. Правомерны ли такие решения, и какова ответственность за них?

В соответствии со ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати публикацию о предстоящей ликвидации юридического лица, о порядке и сроке заявления требований его кредиторами, принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

Удастся ли успешно завершить ликвидацию предприятия, если не уведомлять кредиторов о предстоящей ликвидации? Или не включать в ликвидационный баланс требования кредитора и завершить ликвидацию вопреки его требованиям?

Ответ на этот вопрос нам дает Постановление Президиума ВАС РФ № 7075/11 от 13 октября 2011 года: кредиторы могут оспорить ликвидацию. Ниже приведем выдержки из указанного постановления:

«Как следует из материалов дела, на момент утверждения промежуточного ликвидационного баланса компании и ее ликвидатору было известно о не исполненных перед обществом обязательствах.

До утверждения промежуточного ликвидационного баланса общество неоднократно обращалось к компании с требованием оплатить долг по договору от 23.09.2009 № 07, а также инициировало судебный процесс о взыскании задолженности.

В нарушение требований статьи 63 Гражданского кодекса ликвидатор письменно не уведомил кредитора о ликвидации компании и не произвел расчета с ним.

В соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 1 статьи 21 Закона о регистрации для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и расчеты с его кредиторами завершены, а также ликвидационный баланс.

Необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.

Поэтому представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации.

Поскольку при ликвидации компании установленный статьями 61-64 Кодекса порядок ликвидации юридического лица нарушен и для государственной регистрации прекращения деятельности этого лица в связи с ликвидацией необходимые документы в регистрирующий орган не представлены, у судов не имелось правовых оснований для отказа в удовлетворении требования общества, чьи права как кредитора были нарушены.»

По нашему мнению решение не уведомлять кредиторов или необоснованно не включать сведения о кредиторской задолженности в промежуточный ликвидационный и ликвидационный балансы может повлечь неприятные последствия. Например, отмену ликвидации. И это не самое неприятное: к самому неприятному вернемся немного позже.

Что делать, если имущества ликвидируемого предприятия недостаточно для удовлетворения требований кредиторов?

Итак, как мы выяснили: не уведомлять кредиторов или заканчивать ликвидацию при наличии кредиторской задолженности неправомерно. Как же поступить ликвидатору, который добросовестно уведомил кредиторов, и в ответ получил требования, существенно превышающие размер имеющегося имущества ликвидируемого предприятия?

Ответ содержит Закон о банкротстве [Федеральный закон от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»]. В частности, п. 3 ст. 9 указанного закона гласит: «В случае, если при проведении ликвидации юридическое лицо стало отвечать признакам неплатежеспособности (1 — см. сноски в конце текста) и (или) признакам недостаточности имущества (2), ликвидационная комиссия должника обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением должника в течение десяти дней с момента выявления каких-либо из указанных признаков».

На самом деле из сложившейся ситуации у ликвидатора есть несколько законных выходов:

  • убедить собственников и руководство ликвидируемого предприятия найти имущество для погашения требований кредиторов;
  • сложить с себя полномочия ликвидатора и перебросить бремя ликвидации обратно на собственников;
  • формально выполнить требования Закона о банкротстве, подать заявление о несостоятельности в арбитражный суд так, что процедуру банкротства не введут (подробнее об этом ниже), и «подвесить» предприятие в правовом вакууме;
  • выполнить требования Закона о банкротстве, подать заявление о несостоятельности в арбитражный суд и обеспечить ликвидацию предприятия через банкротство.

Ну а другие варианты (бросить к чертовой матери; все равно ликвидировать, ничего эти кредиторы не сделают), могут повлечь неприятные последствия как для ликвидатора, так и для контролирующих лиц должника (3).

Почему же варианты «бросить» и «все равно закончить ликвидацию» могут обернуться неприятностями для ликвидатора? Отбросим сразу всякие мелочи в виде небольших административных штрафов и перейдем к серьезным вещам.

Первую неприятность мы можем обнаружить в ст. 10 Закона о банкротстве, она достаточно очевидна:

«1. В случае нарушения руководителем должника или учредителем (участником) должника, собственником имущества должника — унитарного предприятия, членами органов управления должника, членами ликвидационной комиссии (ликвидатором), гражданином — должником положений настоящего Федерального закона указанные лица обязаны возместить убытки, причиненные в результате такого нарушения.

2. Нарушение обязанности по подаче заявления должника в арбитражный суд в случаях и в срок, которые установлены статьей 9 настоящего Федерального закона, влечет за собой субсидиарную ответственность лиц, на которых настоящим Федеральным законом возложена обязанность по принятию решения о подаче заявления должника в арбитражный суд и подаче такого заявления, по обязательствам должника, возникшим после истечения срока, предусмотренного пунктами 2 и 3 статьи 9 настоящего Федерального закона».

Т.е. ликвидатор, не выполнивший обязанность по подаче заявления о несостоятельности в суд в десятидневный срок с момента обнаружения признаков неплатежеспособности или недостаточности имущества, может быть привлечен к субсидиарной ответственности по вновь возникшим долгам компании.

Какие долги могут возникнуть у предприятия после неподачи ликвидатором заявления о несостоятельности? Ну, например, обязательства по выплате вознаграждения арбитражному управляющему (назначенному кредиторами), и по компенсации расходов на проведение процедуры банкротства. То есть сумма примерно в 200–300 тыс. рублей.

И еще одна возможная неприятность. Не столь очевидная, как субсидиарная ответственность ликвидатора. Обратимся к статье 195 УК РФ:

«1. Сокрытие имущества, имущественных прав или имущественных обязанностей, сведений об имуществе, о его размере, местонахождении либо иной информации об имуществе, имущественных правах или имущественных обязанностях, передача имущества во владение иным лицам, отчуждение или уничтожение имущества, а равно сокрытие, уничтожение, фальсификация бухгалтерских и иных учетных документов, отражающих экономическую деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя, если эти действия совершены при наличии признаков банкротства и причинили крупный ущерб, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо без такового».

Но надеюсь, что к читающим эти строки эта статья УК никакого отношения не имеет. Ведь все читающие эти строки ликвидаторы и председатели ликвидационной комиссии:

a) грамотно оформляют акт приемки-передачи имущества от руководителя к ликвидатору, реально принимают имущество и проводят его инвентаризацию;

b) получают от руководителя ликвидируемого предприятия в полном объеме первичную бухгалтерскую документацию и бухгалтерскую отчетность;
c) тщательно ведут бухгалтерский учет ликвидируемого предприятия с момента принятия на себя полномочий ликвидатора по момент исключения ликвидируемой компании из ЕГРЮЛ;
d) прекрасно понимают и могут объяснить (с подтверждением первичными документами), почему многомиллионные активы, отраженные в последней перед ликвидацией бухгалтерской отчетности, в промежуточном ликвидационном балансе превратились в полный ноль.

Думаю, что приведенные выше статьи законодательства помогут ликвидатору сделать правильный выбор как на начальном этапе ликвидации, так и при поступлении требований кредиторов. И если результатом этого выбора будет решение о подаче заявления о несостоятельности в арбитражный суд, то возникнет следующий вопрос: как это сделать правильно?

Смотрите так же:  Школьное пособие по литературе

Как подготовить и подать заявление о несостоятельности в арбитражный суд

Перед подачей заявления в арбитражный суд необходимо решить ряд вопросов. Как минимум:

Подавать заявление в арбитражный суд формально (чтобы избежать ответственности ликвидатора по ст. 10 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»), или подавать так, чтобы процедуру банкротства суд ввел и предприятие наконец-то было официально ликвидировано?

Общие требования к заявлению должника о несостоятельности перечислены в ст. 37-38 Закона о банкротстве, ряд требований сформирован судебной практикой, Постановлениями ВАС. И сегодня существует возможность подать заявление так, чтобы суд ввел процедуру банкротства, или так, чтобы суд процедуру банкротства не ввел, но при этом ликвидатор выполнил свои обязанности, установленные ст. 9 Закона о банкротстве, и не был привлечен к ответственности, установленной ст. 10 Закона о банкротстве.

Как именно действовать, решать ликвидатору, принимая во внимание цели и пожелания руководства ликвидируемого предприятия, наличие финансирования процедуры банкротства, отношения с кредиторами и ряд других факторов.

И если ликвидатор решит подавать заявление формально, с целью недопущения субсидиарной ответственности ликвидатора, то задача по подготовке заявления несколько упрощается:

  • не показывайте суду наличие активов, позволяющих покрыть судебные расходы и вознаграждение арбитражного управляющего (денежные средства в кассе или на расчетном счете, основные средства и т.д.);
  • не платите госпошлину, мотивируйте отсутствием средств у ликвидируемого предприятия;
  • не собирайте необходимые справки из госорганов о наличии либо отсутствии имущества.

Суд рассмотрит обоснованность заявления о несостоятельности, выяснит, что средств на финансирование процедуры банкротства нет, и вернет заявление. Или прекратит производство по делу. Предприятие «повиснет», т.к. ликвидировать нельзя из-за наличия долгов, а обанкротить нельзя из-за отсутствия средств, но ликвидатор формально свои обязанности выполнит.

Если же цель – все-таки ликвидировать предприятие через процедуру банкротства, то задача ликвидатора усложняется. Советы ликвидатору:

  • договоритесь с арбитражным управляющим, который будет вести процедуру банкротства ликвидируемого предприятия (условие не обязательное, но крайне желательное);
  • докажите суду наличие активов для финансирования процедуры банкротства (необходимо как минимум 200 тыс. рублей, это могут быть деньги, основные средства, ликвидные финансовые вложения и т.д.), или перечислите денежные средства для финансирования процедуры на депозит суда, или предоставьте суду гарантии финансирования процедуры от участников ликвидируемого предприятия;
  • тщательно, в точном соответствии со ст. 37-38 Закона о банкротстве, подготовьте заявление о несостоятельности и подтвердите все факты, отраженные в заявлении, документами. Типовое заявление о несостоятельности ликвидируемого должника приведено в приложении (см. присоединенный файл).
  • оплатите госпошлину или напишите грамотное ходатайство о предоставлении отсрочки оплаты госпошлины с приложением документов, свидетельствующих об отсутствии в настоящий момент денежных средств;
  • подготовьте к судебному заседанию по проверке обоснованности заявления ликвидируемого должника ответы из государственных органов, осуществляющих государственную регистрацию имущества, – ГИБДД, Росреестра, ИФНС и пр. в зависимости от специфики деятельности ликвидируемого предприятия.

Сколько денег зарезервировать для проведения процедуры банкротства?

Банкротство ликвидируемого должника проводится по упрощенной процедуре (ниже мы остановимся на этом подробнее). Минимальный рекомендуемый нами размер средств, необходимых для проведения процедуры банкротства в упрощенном порядке, составляет 200 тыс. руб., из которых 180 тыс. руб. – вознаграждение арбитражного управляющего, 20 тыс. руб. – расходы на публикации, почтовые, нотариальные расходы и т.д.

Ну а реальный размер средств на проведение процедуры банкротства зависит от финансовых показателей ликвидируемого предприятия. Думаю, определиться с реальным размером затрат вам поможет арбитражный управляющий, с которым вы договоритесь о проведении процедуры.

Как выбрать арбитражного управляющего или саморегулируемую организацию арбитражных управляющих?

Арбитражный управляющий — основная фигура в процедуре банкротства. Он выявляет наличие признаков преднамеренного или фиктивного банкротства, выявляет и оспаривает подозрительные сделки должника, продает с торгов выявленное имущество.

Лояльный арбитражный управляющий – это огромное стратегическое преимущество и возможность использовать уникальный инструмент «банкротство» для решения своих задач.

При подаче заявления о несостоятельности должник имеет право:

  • указать саморегулируемую организацию арбитражных управляющих, из числа членов которой СРО предоставит конкретную кандидатуру арбитражного управляющего;
  • указать конкретную кандидатуру арбитражного управляющего.

При выборе арбитражного управляющего можно:

  • обратиться непосредственно к арбитражному управляющему. (Реестр действующих арбитражных управляющих можно посмотреть на сайте ЕФРСБ.)
  • обратиться в юридическую компанию, специализирующуюся на сопровождении процедур банкротства;
  • обратиться в саморегулируемую организацию арбитражных управляющих, которая подберет арбитражного управляющего нужной квалификации и обеспечит контроль над его действиями. (Перечень СРО с указанием контактной информации см. на сайте ЕФРСБ.)

Упрощенная процедура банкротства ликвидируемого должника

Если суд признал заявление о несостоятельности ликвидированного должника обоснованным и ввел процедуру банкротства, то ликвидатору осталось только передать документацию, имущество и печать конкурсному управляющему (4). В теории. А на практике может получиться по-разному, поэтому позволю себе привести некоторые основы упрощенной процедуры банкротства ликвидируемого должника.

При упрощенной процедуре банкротства не применяются процедуры наблюдения (5), финансового оздоровления (6), внешнего управления (7). Арбитражный суд сразу принимает решение об открытии конкурсного производства, утверждает конкурсного управляющего.

На предъявление кредиторами своих требований выделен один месяц с даты опубликования объявления о признании ликвидируемого должника банкротом, и восстановление этого срока законодательством не предусмотрено.

Конкурсное производство (длительность — 6 месяцев с принятия решения о признании должника банкротом; может неоднократно продлеваться на срок до 6 месяцев) – процедура, применяемая в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

С даты открытия конкурсного производства:

  • срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства обязательств считается наступившим;
  • прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за ненадлежащее исполнение обязательств (за исключением текущих платежей), на сумму требований конкурсных кредиторов начисляются проценты по ставке рефинансирования ЦБ РФ;
  • прекращается исполнение по исполнительным документам;
  • все требования кредиторов (за исключением текущих платежей) могут быть предъявлены только в порядке, предусмотренном законом;
  • снимаются ранее наложенные аресты и иные ограничения распоряжения имуществом должника. Наложение новых арестов на имущество должника и иных ограничений распоряжения имуществом должника не допускается;
  • прекращаются полномочия ликвидатора и иных органов управления должника;
  • ликвидатор обязан обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей арбитражному управляющему.

Конкурсный управляющий осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника. Он:

  • принимает в ведение имущество должника, проводит его инвентаризацию, обеспечивает сохранность, распоряжается в пределах, установленных законом;
  • принимает меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц; подает иски о признании сделок недействительными или мнимыми, иски о взыскании убытков;
  • при наличии оснований подает иски о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц;
  • уведомляет работников должника о предстоящем увольнении и увольняет их в установленном действующим законодательством порядке;
  • предъявляет иски о взыскании задолженности перед должником к его контрагентам;
  • заявляет в установленном порядке возражения относительно требований кредиторов, ведет реестр требований кредиторов;
  • оценивает и продает имущество должника, формирует конкурсную массу;
  • за счет конкурсной массы удовлетворяет в установленном законом порядке требования кредиторов;
  • регулярно информирует о своей деятельности кредиторов; не реже одного раза в три месяца проводит собрание кредиторов;
  • по окончанию конкурсного производства сдает дела в архив, получает свидетельство о ликвидации предприятия.

После рассмотрения отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства суд выносит определение о завершении конкурсного производства и в срок от 30 до 60 дней направляет это определение в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. Указанное определение является основанием для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.

С даты внесения записи о ликвидации должника в ЕГРЮЛ конкурсное производство считается завершенным. А долги, не погашенные при процедуре банкротства, – погашенными!

Безусловно, в целях сокращения времени, экономии средств и по ряду других причин для ликвидатора может показаться очень привлекательным не уведомлять кредиторов о ликвидации должника или завершать процедуру ликвидации при наличии непогашенных долгов. И в ряде случаев это вполне может быть оправданным и правильным решением. Однако призываю вас принимать данные решения взвешенно и обдуманно, с учетом вышеперечисленных рисков, и не пренебрегать возможностями, предоставленными Законом о банкротстве.

(1) Неплатежеспособность — прекращение исполнения должником части денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей, вызванное недостаточностью денежных средств. Ст. 2 Закона о банкротстве.

(2) Недостаточность имущества — превышение размера денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей должника над стоимостью имущества (активов) должника. Ст. 2 Закона о банкротстве.

(3) Контролирующее должника лицо — лицо, имеющее либо имевшее в течение менее чем два года до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность иным образом определять действия должника, в том числе путем принуждения руководителя или членов органов управления должника либо оказания определяющего влияния на руководителя или членов органов управления должника иным образом (в частности, контролирующим должника лицом могут быть признаны члены ликвидационной комиссии, лицо, которое в силу полномочия, основанного на доверенности, нормативном правовом акте, специального полномочия могло совершать сделки от имени должника, лицо, которое имело право распоряжаться пятьюдесятью и более процентами голосующих акций акционерного общества или более чем половиной долей уставного капитала общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью). Ст. 2 Закона о банкротстве.

(4) Конкурсный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий. Ст. 2 Закона о банкротстве.

(5) Наблюдение — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов. Ст. 2 Закона о банкротстве.

(6) Финансовое оздоровление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. Ст. 2 Закона о банкротстве.

(7) Внешнее управление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности. Ст. 2 Закона о банкротстве.

Кредиторы и ликвидация юридического лица