Башкортостан пособие учебное

Учебное пособие «Культура Башкортостана»10-й класс

Тема: Из истории башкирской письменности

История письменности башкирского народа сложилась непросто: в ней существует несколько ступеней. Первой считается орхоно-енисейская письменность, созданная в Тюркском каганате, древнем государстве 6 века н.э. Научное название — руническое письмо, по аналогии с письменностью предков современных скандинавских народов (шведов, норвежцев) и германских народов. Поскольку древнетюркская письменность была обнаружена на каменных плитах, скалах, предметах утвари, её также назвали рунической. Знаки высекались, вырезались или наносились краской на камень, металл, кость, материалом могли служить также береста, кожа животных, дерево. Название — орхоно-енисейская — письменность получила т.к. впервые была обнаружена на скалах и камнях на реке Енисей (Сибирь) и на реке Орхон (Монголия). Около 200 лет никому не удавалось прочитать знаки на стелах, вертикально поставленных плоских камнях. Лишь в 1893 г. В. Томсен (Дания) и В. Радлов (Россия) одновременно и независимо друг от друга смогли расшифровать древнюю тюркскую письменность. Это письмо состояло из 36 букв, из которых четыре буквы обозначали 8 гласных звуков. Оно было полуконсонантное, т.е. в слове писались не все гласные. Орхоно-енисейские памятники представляют собой поэмы в честь каганов и полководцев. Самый крупный из них — это поэма-некролог в честь полководца Кюльтегина (685- 731), совершавшего победоносные битвы на белом коне (Акбузате). Подобный мотив широко распространен и в башкирском эпосе — “ Урал-батыр”, “Акбузат”. В малой надписи есть даже указание имени автора поэмы — им был племянник Кюльтегина — Йогыл-тегин. В поэмах, изложенных орхоно-енисейским письмом, много повторов, обращений, риторических вопросов, сравнений и параллелизмов, встречаются и пословицы.

Орхоно-енисейские памятники имеют самое прямое отношение к истории и культуре башкирского народа. Известно, что башкирские племена табын, катай, тангаур, канлы были в составе Тюркского каганата. Более того, основатель Тюркского каганата Тумен-каган (другое имя по китайским источникам — Бумын-каган), по данным башкирских шежере, считается родоначальником башкир племени табын, которые в настоящее время проживают на территории Гафурийского, Архангельского районов. Крупные башкирские писатели и учёные — такие как Мажит Гафури, Даут Юлтый, Джамиль Киекбаев, Анур Вахитов — по своей родословной — башкиры-табынцы. По преданиям Кюльтегин был родоначальником племени тангаур, представители которого в настоящее время живут на стыке границ современного Хайбуллинского, Зилаирского и Баймакского районов. Башкиры-канлинцы сегодня проживают в западных районах — Буздякском, Кушнаренковском, Бирском.

Следовательно, древние башкиры были не только знакомы с руническим письмом, но и пользовались им. В Чекмагушевском районе находится Надгробный камень с высеченными на нём руническими буквами. Учёные также установили, что из 36 букв — знаков рунического алфавита 17 знаков распространены среди башкир как тамги, которыми отмечалось родовое или семейное имущество (утварь, пчелиные борти, деревья, скот, сёдла, оружие). Общими для орхоно-енисейских памятников и башкирского фольклора являются такие образы как Хумай, Акбузат. Башкиры, как и другие тюркские народы, пользовались письменностью в YI-X веках до принятия арабского письма.

Второй ступенью в истории письменности у башкир надо считать арабскую графику. 922 год — начало принятия булгарами (предками татар) и башкирами ислама, одновременно с которыми появляются письменные свидетельства на арабском языке. В 14 веке при Узбек-хане (1313-1342) ислам был уже государственной религией Золотой Орды. Самым древним памятником арабской письменности считается на земле башкир памятный надгробный камень на кладбище аула Мавлит Кушнаренковского района, относящийся к 1342-1343 г. Памятником архитектуры и письменности является и кэшэнэ (мавзолей) Хусаинбека в Чишминском районе, который был исламским миссионером. Год смерти — 1341.

Арабское письмо очень своеобразно. Слова пишутся и читаются справа налево. Алфавит имеет 28 букв, из них только 3 буквы являются гласными. 22 буквы соединяются с помощью соединительных чёрточек с обеих сторон и имеют 4 начертания (изолированно, в начале слова, в середине, в конце слова), а 6 букв могут соединяться только справа и имеют лишь 2 начертания. Каждая буква имеет числовое значение. Есть вспомогательные подстрочные и надстрочные знаки: фатха, кесра, дамма). Во времена рукописей выработались многочисленные почерки. Самый известный куфи — один из древних почерков — существовал до 10 века. Классическая шестёрка почерков — насх, сульс, рейхан, тоухи, мухаккак. Башкиры пользовались почерком насталик, созданным в 14 веке каллиграфом Мир Али Табризи. На основе арабского алфавита тюркоязычные народы (в том числе предки татар и башкир) создали свой письменный литературный язык, который в народе называется старотюркский. Особенность его в том, что это не национальный язык, а письменность, которой пользовались почти все современные тюркоязычные народы (башкиры, казахи, татары, узбеки, киргизы и другие). Эту письменность башкиры использовали, начиная с 11 века. Многие произведения башкирской литературы написаны на ней. Классическим образцом можно считать поэму древнебашкирского поэта Кул Гали (1183- 1236) “Кысса — и Йусуф” (1233). На старотюркском языке записаны многочисленные башкирские шежере, сказание “Чингизнамэ”, “Письмо Батырши царице Екатерине II”, воззвания и приказы Салавата Юлаева, произведения поэтов 19 века А.Каргалы, Т.Ялсыгулова, Х.Салихова, Г.Сокроя.

Следующей (третьей) ступенью развития и истории башкирской письменности следует считать использование татарского литературного языка (примерно с конца 19 века), созданного также на основе арабской графики. Произведения замечательных башкирских писателей, таких как М.Акмулла, М.Уметбаев, С.Якшигулов Ф.Туйкин, М.Гафури, Ш.Бабич, Д.Юлтый, А.Тагиров до 1924 года были написаны и напечатаны на татарском языке. На основе арабского алфавита в 1924 году был создан письменный национальный башкирский язык, который просуществовал до 1929 года. За эти 5 лет на башкирском языке арабскими буквами печатались учебники, газеты, журналы, художественные произведения.

Ещё одной ступенью в истории башкирской письменности признаётся период с 1929 по 1940 годы, когда письменность была переведена на латинскую графику.

Начиная с 1941 года башкирский народ пользуется кириллицей, т.е. русской графикой или правильнее современным русским алфавитом. Башкирский алфавит насчитывает 42 буквы — 33 русских и 9 специфических. За эти 60 лет развития созданы системы преподавания, десятки учебников, диссертаций и т.п.

Общий вывод: смена письменности приводила к разрыву с историческим прошлым, к манкуртизму (Ч.Айтматов, “И дольше века длится день” или “Буранный полустанок” — ребёнок-сын убивает Мать), к национигилизму, к комплексу неполноценности (ведь арабское письмо практически недоступно народу).

Вопросы:

  • Сколько ступеней в истории башкирской письменности?
  • Какие ступени в истории башкирской письменности?
  • Когда появилось орхоно-енисейское письмо?
  • Что такое тамга?
  • Какие памятники этого периода можете назвать?
  • Назовите памятники арабского письма?
  • Кто из башкирских писателей использовал татарский литературный язык?
  • Составьте хронологические рамки истории башкирской письменности.
  • Задания:

  • Короткое сообщение о жизни и творчестве М.Акмуллы.
  • Сообщение о жизни и творчестве Ш.Бабича.
  • Найти и повторить материал о символах государственности РБ
  • Найти и выписать в тетрадь значение слов — символ, эмблема, язык, письменность, демография, нация, консолидация
  • Смотрите так же:  Титан гель правда или развод

    Данное учебное пособие по культуре Башкортостана предназначено для учителей и учащихся 10-х классов; составлено на основе программы для 1-10 классов, рекомендованной Министерством народного образования Республики Башкортостан для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий, составителями которой является группа авторов — М.Х. Идельбаев, А.М. Сулейманов, Ф.Т. Кузбеков, Р.А. Кузбекова под руководством доктора филологических наук, профессора С.А. Галина.

    Учебное пособие включает в себя также варианты домашних заданий и полугодовой суммативный тест.

    Учебное пособие по культуре Башкортостана ( Iчасть) для учащихся

    Учебное пособие по культуре Башкортостана (I часть)

    г. Салават, 2003 г.

    Составитель: Митина Т.И., учитель высшей категории гимназии № 1 (д.18 б. А Матросова, Салават, Башкортостан).

    Данное учебное пособие по культуре Башкортостана предназначено для учителей и учащихся 10-х классов; составлено на основе программы для 1-10 классов, рекомендованной Министерством народного образования Республики Башкортостан для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий, составителями которой является группа авторов – М.Х. Идельбаев, А.М. Сулейманов, Ф.Т. Кузбеков, Р.А. Кузбекова под руководством доктора филологических наук, профессора С.А. Галина.

    Реценция на учебное пособие курса «Культура Башкортостана» в 10 классе

    Тематика пособия соответствует программе, утвержденной МНО РБ и содержит достаточно полную информацию для проведения уроков на уровне государственных стандартов образования. Материал в поурочных разработках отобран с учетом современных научных представлений в области истории и культуры Башкортостана. Особое внимание обращается на изучение наиболее важных, ключевых и сложных вопросов, основных понятий и тем.

    Учебное пособие включает в себя также варианты домашних заданий и полугодовой суммативный тест.

    Губайдуллина Ф.Х., методист кафедры башкирского языка и литературы Башкирского института развития образования.

    10 класс I полугодие

    Тема:Из истории башкирской письменности

    История письменности башкирского народа сложилась непросто: в ней существует несколько ступеней. Первой считается орхоно-енисейская письменность, созданная в Тюркском каганате, древнем государстве 6 века н.э. Научное название – руническое письмо по аналогии с письменностью предков современных скандинавских народов (шведов, норвежцев) и германских народов. Поскольку древнетюркская письменность была обнаружена на каменных плитах, скалах, предметах утвари её также назвали рунической. Знаки высекались, вырезались или наносились краской на камень, металл, кость, материалом могли служить также береста, кожа животных, дерево. Название — орхоно-енисейская- письменность получила т.к. впервые была обнаружена на скалах и камнях на реке Енисей (Сибирь) и на реке Орхон (Монголия). Около 200 лет никому не удавалось прочитать знаки на стелах, вертикально поставленных плоских камнях. Лишь в 1893 г. В. Томсен (Дания) и В. Радлов (Россия) одновременно и независимо друг от друга смогли расшифровать древнюю тюркскую письменность. Это письмо состояло из 36 букв, из которых четыре буквы обозначали 8 гласных звуков. Оно было полуконсонантное, т.е. в слове писались не все гласные. Орхоно-енисейские памятники представляют собой поэмы в честь каганов и полководцев. Самый крупный из них — это поэма-некролог в честь полководца Кюльтегина (685- 731), совершавшего победоносные битвы на белом коне (Акбузате). Подобный мотив широко распространен и в башкирском эпосе — « Урал-батыр», «Акбузат». В малой надписи есть даже указание имени автора поэмы – им был племянник Кюльтегина – Йогыл-тегин. В поэмах, изложенных орхоно-енисейским письмом, много повторов, обращений, риторических вопросов, сравнений и параллелизмом, встречаются и пословицы.

    Орхоно-енисейские памятники имеют самое прямое отношение к истории и культуре башкирского народа. Известно, что башкирские племена табын, катай, тангаур, канлы были в составе Тюркского каганата. Более того, основатель Тюркского каганата Тумен-каган (другое имя по китайским источникам – Бумын-каган), по данным башкирских шежере, считается родоначальником башкир племени табын, которые в настоящее время проживают на территории Гафурийского, Архангельского районов. Крупные башкирские писатели и учёные – такие как Мажит Гафури, Даут Юлтый, Джамиль Киекбаев, Анур Вахитов – по своей родословной — башкиры-табынцы. По преданиям Кюльтегин был родоначальником племени тангаур, представители которого в настоящее время живут на стыке границ современного Хайбуллинского, Зилаирского и Баймакского районов. Башкиры-канлинцы сегодня проживают в западных районах — Буздякском, Кушнаренковском, Бирском.

    Следовательно, древние башкиры были не только знакомы с руническим письмом, но и пользовались им. В Чекмагушевском районе находится Надгробный камень с высеченными на нём руническими буквами. Учёные также установили, что из 36 букв – знаков рунического алфавита 17 знаков распространены среди башкир как тамги, которыми отмечалось родовое или семейное имущество (утварь, пчелиные борти, деревья, скот, сёдла, оружие). Общими для орхоно-енисейских памятников и башкирского фольклора являются такие образы как Хумай, Акбузат. Башкиры, как и другие тюркские народы, пользовались письменностью в 6-10 веках до принятия арабского письма.

    Второй ступенью в истории письменности у башкир надо считать арабскую графику. 922 год – начало принятия булгарами (предками татар) и башкирами ислама, одновременно с которыми появляются письменные свидетельства на арабском языке. В 14 веке при Узбек-хане (1313-1342) ислам был уже государственной религией Золотой Орды. Самым древним памятником арабской письменности считается на земле башкир памятный надгробный камень на кладбище аула Мавлит Кушнаренковского района, относящийся к 1342-1343 г. Памятником архитектуры и письменности является и кэшэнэ (мавзолей) Хусаинбека в Чишминском районе, который был исламским миссионером. Год смерти – 1341.

    Арабское письмо очень своеобразно. Слова пишутся и читаются справа налево. Алфавит имеет 28 букв, из них только 3 буквы являются гласными. 22 буквы соединяются с помощью соединительных чёрточек с обеих сторон и имеют 4 начертания (изолированно, в начале слова, в середине, в конце слова), а 6 букв могут соединяться только справа и имеют лишь 2 начертания. Каждая буква имеет числовое значение. Есть вспомогательные подстрочные и надстрочные знаки: фатха, кесра, дамма). Во времена рукописей выработались многочисленные почерки. Самый известный куфи — один из древних почерков — существовал до 10 века. Классическая шестёрка почерков — насх, сульс, рейхан, тоухи, мухаккак. Башкиры пользовались почерком насталик, созданным в 14 веке каллиграфом Мир Али Табризи. На основе арабского алфавита тюркоязычные народы (в том числе предки татар и башкир) создали свой письменный литературный язык, который в народе называется старотюркский. Особенность его в том, что это не национальный язык, а письменность, которой пользовались почти все современные тюркоязычные народы (башкиры, казахи, татары, узбеки, киргизы и другие). Эту письменность башкиры использовали, начиная с 11 века. Многие произведения башкирской литературы написаны на ней. Классическим образцом можно считать поэму древнебашкирского поэта Кул Гали (1183- 1236) «Кысса — и Йусуф» (1233). На старотюркском языке записаны многочисленные башкирские шежере, сказание «Чингизнамэ», «Письмо Батырши царице Екатерине II», воззвания и приказы Салавата Юлаева, произведения поэтов 19 века А.Каргалы, Т.Ялсыгулова, Х.Салихова, Г.Сокроя.

    Следующей (третьей) ступенью развития и истории башкирской письменности следует считать использование татарского литературного языка (примерно с конца 19 века), созданного также на основе арабской графики. Произведения замечательных башкирских писателей, таких как М.Акмулла, М.Уметбаев, С.Якшигулов Ф.Туйкин, М.Гафури, Ш.Бабич, Д.Юлтый, А.Тагиров до 1924 года были написаны и напечатаны на татарском языке. На основе арабского алфавита в 1924 году был создан письменный национальный башкирский язык, который просуществовал до 1929 года. За эти 5 лет на башкирском языке арабскими буквами печатались учебники, газеты, журналы, художественные произведения.

    Смотрите так же:  На кого подать в суд если упало дерево

    Ещё одной ступенью в истории башкирской письменности признаётся период с 1929 по 1940 годы, когда письменность была переведена на латинскую графику.

    Начиная с 1941 года башкирский, народ пользуется кириллицей, т.е. русской графикой или правильнее современным русским алфавитом. Башкирский алфавит насчитывает 42 буквы – 33 русских и 9 специфических. За эти 60 лет развития созданы системы преподавания, десятки учебников, диссертаций и т.п.

    Общий вывод: смена письменности приводила к разрыву с историческим прошлым, к манкуртизму (Ч.Айтматов, «И дольше века длится день» или «Буранный полустанок» — ребёнок-сын убивает Мать), к национигилизму, к комплексу неполноценности (ведь арабское письмо практически недоступно народу).

    Сколько ступеней в истории башкирской письменности?

    Какие ступени в истории башкирской письменности?

    Учебное пособие. Издательство «Кварта». 394077, Воронеж – 77, а/я 90

    Издательство «Кварта». 394077, Воронеж – 77, а/я 90

    Главный редактор Ю.Л. Полевой

    Художник А.В. Матвеев

    Лицензия Госкомпечати РФ № 965143. Подписано в печать……………….

    Формат бумаги 60×84/8. Бумага офсетная. Гарнитур Таймс.

    Усл. печ. л. …..Уч. –изд. л…..Тираж…..экз

    Отпечатано в репроцентре РИФ «Кварта».

    394026. Воронеж, Ученический переулок, 5

    Учебное пособие

    Министерство сельского хозяйства
    российской федерации
    федеральное бюджетное государственное учреждение
    высшего профессионального образования
    «Башкирский государственный аграрный университет»

    Г.Р. Губайдуллина, И.Д. Стафийчук

    управление землями
    сельскохозяйственного назначения Республики Башкортостан

    Учебное пособие

    (Рекомендовано УМО по образованию в области землеустройства и кадастров для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению
    120300 – Землеустройство и кадастры)

    УДК 332(07)

    ББК 65.32-5 (Я7)

    Под научной редакцией И.Д. Стафийчука,
    доцента кафедры землеустройства ФГБОУ «Башкирский ГАУ», к.э.н., действительного члена Международной академии аграрного образования

    — Носов С.И., д.э.н., профессор кафедры управления проектами и программами ФУБОУ ВПО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»

    — Лукманов Д.Д. д.э.н., профессор, зав. кафедрой экономической теории ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный аграрный университет»

    Рассмотрено и рекомендовано к печати кафедрой землеустройства Башкирского государственного аграрного университета (протокол № 2 от 3 октября 2012 года и научно-методическим советом факультета землеустройства и лесного хозяйства Башкирского ГАУ (протокол №3 от 10 ноября 2012 г)

    Губайдуллина Г.Р., Стафийчук И.Д.

    Управление землями сельскохозяйственного назначения Республики Башкортостан [Текст] учебное пособие / Под ред. И.Д. Стафийчука – Уфа: 2013 – 191 с.

    Изложены теоретические положения управления земельными ресурсами и особенности механизма управления землями сельскохозяйственного использования в нашей стране и за рубежом. Раскрыта организационно-правовая и научно-методическая основа проводимого в стране перераспределения земель и реформирования сельскохозяйственных предприятий. Показан механизм управления землями сельскохозяйственного назначения в Республике Башкортостан в условиях реформирования земельных отношений и пути его совершенствования. Рекомендуется студентам и аспирантам, обучающимся по направлению подготовки 120700 Землеустройство и кадастры.

    ISBN Губайдуллина Г.Р.,
    Стафийчук И.Д., 2013.
    БГАУ, 2013

    Дата добавления: 2014-11-10 ; просмотров: 398 . Нарушение авторских прав

    Учебное пособие по культуре Башкортостана (I часть) для учащихся

    Г. Салават, 2003 г.

    Составитель: Митина Т.И., учитель высшей категории гимназии № 1 (д.18 б. А Матросова, Салават, Башкортостан).

    Данное учебное пособие по культуре Башкортостана предназначено для учителей и учащихся 10-х классов; составлено на основе программы для 1-10 классов, рекомендованной Министерством народного образования Республики Башкортостан для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий, составителями которой является группа авторов – М.Х. Идельбаев, А.М. Сулейманов, Ф.Т. Кузбеков, Р.А. Кузбекова под руководством доктора филологических наук, профессора С.А. Галина.

    Реценция на учебное пособие курса «Культура Башкортостана» в 10 классе

    Тематика пособия соответствует программе, утвержденной МНО РБ и содержит достаточно полную информацию для проведения уроков на уровне государственных стандартов образования. Материал в поурочных разработках отобран с учетом современных научных представлений в области истории и культуры Башкортостана. Особое внимание обращается на изучение наиболее важных, ключевых и сложных вопросов, основных понятий и тем.

    Учебное пособие включает в себя также варианты домашних заданий и полугодовой суммативный тест.

    Губайдуллина Ф.Х., методист кафедры башкирского языка и литературы Башкирского института развития образования.

    10 Класс I полугодие

    Тема:Из истории башкирской письменности

    История письменности башкирского народа сложилась непросто: в ней существует несколько ступеней. Первой считается орхоно-енисейская письменность, созданная в Тюркском каганате, древнем государстве 6 века н.э. Научное название –руническое письмопо аналогии с письменностью предков современных скандинавских народов (шведов, норвежцев) и германских народов. Поскольку древнетюркская письменность была обнаружена на каменных плитах, скалах, предметах утвари её также назвали рунической. Знаки высекались, вырезались или наносились краской на камень, металл, кость, материалом могли служить также береста, кожа животных, дерево. Название — орхоно-енисейская- письменность получила т.к. впервые была обнаружена на скалах и камнях на реке Енисей (Сибирь) и на реке Орхон (Монголия). Около 200 лет никому не удавалось прочитать знаки на стелах, вертикально поставленных плоских камнях. Лишь в1893 г. В. Томсен (Дания) иВ. Радлов(Россия) одновременно и независимо друг от друга смогли расшифровать древнюю тюркскую письменность. Это письмо состояло из 36 букв, из которых четыре буквы обозначали 8 гласных звуков. Оно было полуконсонантное, т.е. в слове писались не все гласные. Орхоно-енисейские памятники представляют собой поэмы в честь каганов и полководцев. Самый крупный из них — этопоэма-некрологв честь полководцаКюльтегина(685- 731), совершавшего победоносные битвы на белом коне (Акбузате). Подобный мотив широко распространен и в башкирском эпосе —« Урал-батыр», «Акбузат». В малой надписи есть даже указание имени автора поэмы – им был племянник Кюльтегина –Йогыл-тегин. В поэмах, изложенных орхоно-енисейским письмом, много повторов, обращений, риторических вопросов, сравнений и параллелизмом, встречаются и пословицы.

    Орхоно-енисейские памятники имеют самое прямое отношение к истории и культуре башкирского народа. Известно, что башкирские племена табын, катай, тангаур, канлы были в составе Тюркского каганата. Более того, основатель Тюркского каганата Тумен-каган(другое имя по китайским источникам – Бумын-каган), по данным башкирских шежере, считается родоначальником башкир племени табын, которые в настоящее время проживают на территории Гафурийского, Архангельского районов. Крупные башкирские писатели и учёные – такие какМажит Гафури, Даут Юлтый, Джамиль Киекбаев, Анур Вахитов– по своей родословной — башкиры-табынцы. По преданиям Кюльтегин был родоначальником племени тангаур, представители которого в настоящее время живут на стыке границ современного Хайбуллинского, Зилаирского и Баймакского районов. Башкиры-канлинцы сегодня проживают в западных районах — Буздякском, Кушнаренковском, Бирском.

    Следовательно, древние башкиры были не только знакомы с руническим письмом, но и пользовались им. В Чекмагушевском районе находится Надгробный камень с высеченными на нём руническими буквами. Учёные также установили, что из 36 букв – знаков рунического алфавита 17 знаковраспространены среди башкир кактамги, которыми отмечалось родовое или семейное имущество (утварь, пчелиные борти, деревья, скот, сёдла, оружие). Общими для орхоно-енисейских памятников и башкирского фольклора являются такие образы какХумай, Акбузат. Башкиры, как и другие тюркские народы, пользовались письменностью в6-10веках до принятия арабского письма.

    Смотрите так же:  Договор на разовое оказание транспортных услуг

    Второй ступенью в истории письменности у башкир надо считатьарабскую графику. 922год – начало принятия булгарами (предками татар) и башкирамиислама, одновременно с которыми появляются письменные свидетельства на арабском языке. В 14 веке при Узбек-хане (1313-1342) ислам был уже государственной религией Золотой Орды. Самым древним памятником арабской письменности считается на земле башкир памятный надгробный камень на кладбище аула Мавлит Кушнаренковского района, относящийся к 1342-1343 г. Памятником архитектуры и письменности является икэшэнэ (мавзолей)Хусаинбека в Чишминском районе, который был исламским миссионером. Год смерти – 1341.

    Арабское письмо очень своеобразно. Слова пишутся и читаются справа налево. Алфавит имеет 28 букв, из них только 3 буквы являются гласными. 22 буквы соединяются с помощью соединительных чёрточек с обеих сторон и имеют 4 начертания (изолированно, в начале слова, в середине, в конце слова), а 6 букв могут соединяться только справа и имеют лишь 2 начертания. Каждая буква имеет числовое значение. Есть вспомогательные подстрочные и надстрочные знаки: фатха, кесра, дамма). Во времена рукописей выработались многочисленные почерки. Самый известный куфи — один из древних почерков — существовал до 10 века. Классическая шестёрка почерков — насх, сульс, рейхан, тоухи, мухаккак. Башкиры пользовались почерком насталик, созданным в 14 веке каллиграфом Мир Али Табризи. На основе арабского алфавита тюркоязычные народы (в том числе предки татар и башкир) создали свой письменный литературный язык, который в народе называется старотюркский. Особенность его в том, что это не национальный язык, а письменность, которой пользовались почти все современные тюркоязычные народы (башкиры, казахи, татары, узбеки, киргизы и другие). Эту письменность башкиры использовали, начиная с 11 века. Многие произведения башкирской литературы написаны на ней. Классическим образцом можно считать поэму древнебашкирского поэта Кул Гали (1183- 1236) «Кысса — и Йусуф» (1233). На старотюркском языке записаны многочисленные башкирские шежере, сказание «Чингизнамэ», «Письмо Батырши царице ЕкатеринеII», воззвания и приказы Салавата Юлаева, произведения поэтов 19 века А.Каргалы, Т.Ялсыгулова, Х.Салихова, Г.Сокроя.

    Следующей (третьей) ступенью развития и истории башкирской письменности следует считать использованиетатарского литературного языка (примерно с конца 19 века), созданного также на основе арабской графики. Произведения замечательных башкирских писателей, таких как М.Акмулла, М.Уметбаев, С.Якшигулов Ф.Туйкин, М.Гафури, Ш.Бабич, Д.Юлтый, А.Тагиров до 1924 года были написаны и напечатаны на татарском языке. На основе арабского алфавита в 1924 году был создан письменный национальный башкирский язык, который просуществовал до 1929 года. За эти 5 лет на башкирском языке арабскими буквами печатались учебники, газеты, журналы, художественные произведения.

    Ещё одной ступенью в истории башкирской письменности признаётся период с 1929 по 1940 годы, когда письменность была переведена на латинскую графику.

    Начиная с 1941 года башкирский, народ пользуется кириллицей, т.е. русской графикой или правильнее современным русским алфавитом. Башкирский алфавит насчитывает 42 буквы – 33 русских и 9 специфических. За эти 60 лет развития созданы системы преподавания, десятки учебников, диссертаций и т.п.

    Общий вывод: смена письменности приводила к разрыву с историческим прошлым, к манкуртизму (Ч.Айтматов, «И дольше века длится день» или «Буранный полустанок» — ребёнок-сын убивает Мать), к национигилизму, к комплексу неполноценности (ведь арабское письмо практически недоступно народу).

    Сколько ступеней в истории башкирской письменности?

    Какие ступени в истории башкирской письменности?

    Хамидуллина Рафиса Мулламухаметовна

    Хамидуллина Рафиса Мулламухаметовна

    Доцент, кандидат медицинских наук, врач высшей категории по кардиологии и терапии

    Общий стаж 38 лет. Стаж работы на кафедре 20 лет
    Список публикаций.

    Количество публикаций – 170, из них 5 учебных пособий:

    1. Квалификационные тесты по функциональной диагностике (учебное пособие) (учебное пособие). — Издательство «Здравоохранение Башкортостана»- Уфа, 1998.- 145с.

    2. Лечение мерцательной аритмии (учебное пособие).- Издательство Здравоохранение Башкортостана» — Уфа, 2004.-72с

    3. Клинические классификации заболеваний сердечно-сосудистой системы: Учебное пособие для врачей кардиологов, терапевтов, клинических ординаторов, интернов.-БГМУ (учебное пособие). — Издательство «Здравоохранение Башкортостана», Уфа, 2005.-48с.

    4. Диагностика и лечение острого инфаркта миокарда с элевацией сегмента ST:

    Краткое руководство для врачей и студентов медицинских вузов).- Издательство «Здравоохранение Башкортостана».-Уфа.-2009.- 164 с.

    5. Осложнения острого инфаркта миокарда (учебное пособие). — Издательство

    «Здравоохранение Башкортостана»– Уфа. – 2015.- С.104

    Наши издания, публикации, авторефераты

    Управление по делам архивов РБ:

    — Археография Южного Урала: окружающая среда, природные ресурсы и геологические памятники в истории, культуре и жизнеобеспечении народов Евразии: Материалы ХIII Всероссийской научно-практической конференции, посвященной Году окружающей среды / под общ. Ред. А.Б. Юнусовой. Уфа : ИЭИ УНЦ РАН, 2013. 139 с.
    — Асфандиярова И.Г. Архивововедение : учебное пособие / Уфа : БАГСУ, 2013 . – 102 с.-
    — Асфандиярова И.Г. Аудиовизуальные архивы : учебно – методическое пособие. – Уфа : Уфимская типография № 1, 2013 . – 98 с.

    В Башкортостане издано учебное пособие «Основы земельного права»

    В Башкортостане вышло в свет учебное пособие «Основы земельного права». Эта книга входит в серию изданий по практике муниципального управления в нашей республике. Авторами книги являются профессор кафедры гражданского права БАГСУ Радил Мухаметдинов и заведующий сектором аграрного и экологического законодательства Секретариата Государственного.

    В Башкортостане вышло в свет учебное пособие «Основы земельного права». Эта книга входит в серию изданий по практике муниципального управления в нашей республике. Авторами книги являются профессор кафедры гражданского права БАГСУ Радил Мухаметдинов и заведующий сектором аграрного и экологического законодательства Секретариата Государственного Собрания — Курултая — Республики Башкортостан Шамиль Мухаметдинов.

    По словам специалистов, новый учебник подготовлен в соответствии с последними изменениями земельного законодательства. Кроме традиционных вопросов теории основ земельного права и практики его применения, в пособии рассмотрены наиболее актуальные для современного периода механизмы регулирования земельных отношений с учетом представления о земле как о важнейшем природном ресурсе, основе жизнедеятельности народов Российской Федерации и имуществе особого рода.

    При написании книги авторы учли новую систему органов государственного управления в области использования и охраны земель и изменения в полномочиях органов местного самоуправления по распоряжению и управлению земельными ресурсами. Также в пособии уделено внимание тому, что Республика Башкортостан, являясь одним из крупнейших субъектов России, реформирование земельных отношений проводила с учетом местных особенностей, выражающихся прежде всего в более умеренных темпах его проведения с учетом мнения населения по вопросам приватизации земли.

    Для удобства учебное пособие включает в себя словарь терминов, применяемых при изучении основ земельного права, кроме того, авторы приводят научные пояснения.

    Особенностью изданного учебного пособия является и то, что помимо традиционных общей и особенной частей изложения учебного материала, в книгу включена специальная часть под общим названием «Республика Башкортостан: земельный фонд, его состояние и особенности правового регулирования земельных отношений» с конкретными примерами проведения земельных реформ и статистической информацией о состоянии республиканского земельного фонда.

    Учебная новинка предназначена для работников органов государственной власти, муниципальных служащих, студентов и аспирантов юридических специальностей вузов, изучающих земельное право, а также представляет большой интерес для читателей, занимающихся вопросами регулирования земельных отношений и управления земельными ресурсами в республике.

    Башкортостан пособие учебное