Требования к товарам первой необходимости

Оглавление:

Требования к товарам первой необходимости

ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕМЬЕРА

от 5 сентября 1994 года N 1611-РЗП

Об утверждении перечня социально значимых товаров
первой необходимости для предприятий торговли г.Москвы

(с изменениями на 4 февраля 1999 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы от 4 июня 2014 года N 304-ПП
____________________________________________________________________

______________________________________________________________
Действие данного документа продлено:

до 1 января 1999 года на основании распоряжения заместителя премьера правительства Москвы от 30 декабря 1997 года N 1383-РЗП,
до 1 января 1998 года на основании распоряжения заместителя премьера правительства Москвы от 6 января 1997 года N 4-РЗП,
до 1 января 1997 года на основании распоряжения заместителя премьераправительства Москвы от 5 июля 1996 года N 891-РЗП.
_____________________________________________________________

Анализ результатов проверок контролирующих органов показывает, что в последнее время участились случаи отсутствия в предприятиях торговли социально значимых продовольственных и непродовольственных товаров, предусмотренных ассортиментным перечнем, а также самих ассортиментных перечней.

В целях улучшения обеспечения населения г.Москвы социально значимыми продовольственными и непродовольственными товарами первой необходимости и в соответствии с подпунктом 2.1.5. пункта 2 статьи 1 Закона города Москвы «О штрафных санкциях за нарушения в работе предприятий потребительского рынка и услуг г.Москвы»:

1. Утвердить перечень социально значимых продовольственных и непродовольственных товаров первой необходимости для предприятий торговли г.Москвы всех форм собственности и ведомственной принадлежности (приложения NN 1 и 2) и ввести в действие со дня подписания.

2. Установить, что товары первой необходимости, указанные в приложениях NN 1, 2, являются обязательными для включения в ассортиментные перечни предприятий торговли, реализующих продовольственные и непродовольственные товары.

Префектурам административных округов организовать работу по включению товаров первой необходимости в ассортиментные перечни предприятий торговли.

3. Префектурам административных округов, управлениям муниципальных округов, территориальным управлениям Центрального административного округа, Мосгорторгинспекции, Единой государственной инспекции по качеству сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, Департаменту потребительского рынка и услуг обеспечить систематический контроль за наличием товаров первой необходимости, с учетом требований подпункта 2.1.5. пункта 2 статьи 1 Закона города Москвы «О штрафных санкциях за нарушения в работе предприятий потребительского рынка и услуг г.Москвы».

4. Контроль за исполнением настоящего Распоряжения возложить на заместителя премьера правительства Москвы, руководителя Департамента потребительского рынка и услуг Малышкова В.И. и префектов административных округов. Разослано: Департаменту потребительского рынка и услуг — 5, Главному городскому контрольному управлению, ГУВД г.Москвы, МГЦ Госсанэпиднадзора, Мосгорторгинспекции (Б.Комсомольский пер., 7), Московскому управлению Госкомитета РФ по антимонопольной политике (ул. Новый Арбат, 36), Объединению административно-технических инспекций, Единой государственной инспекции по качеству сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки (ул. Б.Лубянка, 43), префектурам административных округов.

Приложение N 1. Обязательный перечень социально значимых продовольственных товаров первой необходимости в продовольственных, универсальных и специализированных магазинов в соответствии с их специализацией

Приложение N 1
к распоряжению первого заместителя
премьера правительства г.Москвы
от 5 сентября 1994 года N 1611-РЗП

Налоги первой необходимости

Наши чиновники порой искренне удивляются, почему, несмотря на снижение ставки того или иного налога, предприниматели продолжают считать налоговую нагрузку высокой. А дело в том, что снижение ставок часто сводится на нет целым комом людоедских процедур и правил.

Прекрасной иллюстрацией этого стало вступившее 27 февраля в силу постановление правительства (№ 908 от 31 декабря 2004 г.), утвердившее список товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость (НДС) по пониженной ставке — 10% вместо 18%. Это товары первой необходимости — продукты питания и детские изделия.

Поскольку НДС в цене товара в конечном итоге оплачивает потребитель, то чем выше будет размер этого налога, тем дороже при прочих равных условиях будет этот товар. Это тем более относится к социальным товарам, спрос на который, как говорят экономисты, неэластичный. Можно (в определенных пределах, конечно) повышать цены на хлеб, крупу и молоко. Меньше покупать не станут, так как заменить их нечем. Еще жестче это правило распространяется на продукты, от которых прямо зависят здоровье и даже жизнь определенной группы покупателей. Например, больных диабетом. Которые при употреблении обычных продуктов могут просто умереть.

Согласно Налоговому кодексу (п. п. 1 п. 2 ст. 164), к товарам, облагаемым НДС по ставке 10%, отнесены “продукты детского и диабетического питания”. Казалось бы, категория товаров очерчена достаточно широко, и потребители могут спать спокойно — какая-нибудь шоколадка с сорбитом подорожать не должна. Но в той же статье есть следующая оговорка: “Коды видов продукции, перечисленных в настоящем пункте, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются Правительством РФ”.

Смотрите так же:  Приказ об ответственном за ведение журнала регистрации приказов

Что должно делать разумное правительство, получив подобное поручение от своего законодателя? Наверное, собрать сведения обо всех продуктах для диабетиков и определить для них коды “в соответствии с классификатором”. А если кодов не найдется, то поступить так, как это сделала Госналогслужба еще в 1996 г., включив в перечень товаров, облагаемых по ставке 10% “также другие продукты детского и диабетического питания, не поименованные в общероссийском классификаторе”.

Но это разумное правительство, а не наше. Соответствующая глава Налогового кодекса вступила в силу 1 января 2001 г., а утвержденный правительством список появился лишь сейчас, спустя четыре года. Несчастные налогоплательщики и налоговые органы немного помучились без постановления, но в конце концов договорились, что считать продуктом диабетического питания. Если в отношении некоторых товаров и были какие-то разногласия, то по хлебу и кондитерским изделиям споров не было, их реализация облагалась по ставке 10%.

Правительство все-таки решило вспомнить о своих обязанностях, но лучше бы оно этого не делало. Мало того, что “перечень кодов видов” льготируемых продуктов в нем просто-напросто закрыт. Он еще и не включил в себя множество принципиальных позиций товаров, определенных в классификаторе как диабетические. Например, хлеб, кондитерские изделия, консервы.

Что получается. Формально ставка налога на продукты диабетического питания ничуть не изменилась. Но Федеральная налоговая служба на основании постановления № 908 сможет с легким сердцем требовать начисления НДС по ставке 18% при реализации таких продуктов. Практически всех. Смотрите, обычный хлеб (код которого вошел в постановление) должен реализоваться со ставкой 10%. А диабетический — 18%. Что немедленно скажется на его цене.

Это предновогоднее похмелье, нежелание думать или принципиальная позиция? Может быть, унификацию ставок НДС действительно разумно начинать за счет больных диабетом? Ведь их (только зарегистрированных) сейчас в России всего лишь 2,5 млн человек. Впрочем, вполне достаточно, чтобы зарегистрировать соответствующую партию и пройти в Думу.

Если на первый из двух извечных русских вопросов ответить просто — достаточно посмотреть на подпись под документом, то относительно второго — что делать? — стоит порассуждать. Можно, конечно, дабы избежать конфликтов с фискалами, начислять с момента вступления в силу постановления на соответствующие обороты налог по ставке 18%. Но здесь есть два момента. Первое. Неизвестно, будут ли наказаны организации, которые ранее платили НДС по ставке 10%. Ведь постановление правительства новых налоговых норм не создает и ранее действующих не отменяет. Второе, если вскоре выяснится, что платить налоги по ставке 18% было необязательно (постановление изменится или отменится), то переплаченные налоги никто не вернет. “Плавали, знаем”. Достаточно вспомнить судебные пляски с бубном вокруг переплаченного НДС при реализации мороженого.

Что же делать российским производителям продуктов для больных диабетом, которых так любит наше правительство. Как это ни покажется страшным, наверное, стоит вести себя так же, как и ранее. Начислять НДС на реализацию хлеба для диабетиков по ставке 10% в точном соответствии с Налоговым кодексом. И если постановление № 908 станет препятствовать этому, то судьба постановления — стать вторсырьем для отменяющего решения Верховного суда Российской Федерации. Хотелось бы на это надеяться.

Автор — директор юридического агентства “Ирсан”

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Приводимый перечень публикуется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.07.2010 г. N 530 (с изменениями на 4 марта 2013 года).

К товарам первой необходимости относятся 24 наименования продуктов питания:

  1. говядина (кроме бескостного мяса);
  2. свинина (кроме бескостного мяса);
  3. баранина (кроме бескостного мяса);
  4. куры (тушки кур, цыплят, цыплят-бройлеров, кроме куриных окорочков);
  5. рыба мороженая неразделанная;
  6. масло сливочное;
  7. масло подсолнечное;
  8. молоко питьевое (2,5–3,2% жирности);
  9. яйца куриные;
  10. сахар-песок;
  11. соль поваренная пищевая;
  12. чай черный байховый;
  13. мука пшеничная;
  14. хлеб ржаной, ржано-пшеничный;
  15. хлеб и булочные изделия из пшеничной муки;
  16. рис шлифованный;
  17. пшено;
  18. крупа гречневая — ядрица;
  19. вермишель;
  20. картофель;
  21. капуста белокочанная свежая;
  22. лук репчатый;
  23. морковь;
  24. яблоки.

Товары первой необходимости: кто регулирует цены

Некоторые компании торгуют товарами первой необходимости. Читайте в статье, что входит в подобные товары и какие риски учесть предпринимателям.

Читайте в нашей статье:

Правительство перечислило продукты первой необходимости в специальном постановлении

В экономике товарами первой необходимости принято называть такие, потребление которых при изменении дохода существенно не меняется. То есть это товары, без которых человеку нельзя обойтись. Закон относит к ним хлеб, крупы и другую продукцию.

Если компания продает продукты первой необходимости, она должна учитывать:

  1. В каких случаях реализация подобных товаров вызовет интерес ФНС или антимонопольной службы.
  2. Когда Правительство вмешается в рост цен на товары первой необходимости.
  3. Какие действия вправе принимать местная администрация в сфере регулирования цен.
  4. Какие риски несет деятельность по распространению данных товаров.
Смотрите так же:  Независимая экспертиза томск котовского

Товары первой необходимости – это некоторые продукты. В законе нет определения, что относится к данной категории. Их список привели в постановлении Правительства РФ от 15.07.2010 № 530. Правительство указало, что на данную продукцию устанавливают предельно допустимые розничные цены. Перечень продовольственных товаров первой необходимости включает в себя:

  1. Говядину, свинину и баранину (кроме бескостного мяса).
  2. Куры (кроме куриных окорочков).
  3. Рыбу мороженую неразделанную.
  4. Масло сливочное и подсолнечное.
  5. Молоко питьевое.
  6. Яйца куриные.
  7. Сахар-песок.
  8. Соль поваренную пищевую.
  9. Чай черный байховый.
  10. Муку пшеничную.
  11. Хлеб ржаной, ржано-пшеничный, а также хлеб и булочные изделия из пшеничной муки.
  12. Вермишель.
  13. Некоторые крупы (рис шлифованный, пшено, крупу гречневую – ядрицу).
  14. Некоторые овощи (картофель, капусту белокочанную свежую, лук репчатый, морковь).
  15. Яблоки.

В каком случае Правительство установит цены на продукты из перечня социально значимых товаров

Цены на продукты первой необходимости формируют на основании предложений Минэкономразвития. Ведомство проводит анализ макроэкономического состояния розничных цен по данным:

  • ФСГС, которая собирает сведения о средних розничных ценах;
  • хозяйствующих субъектов, которые занимаются поставкой и торговлей продовольственными товарами (п. 3 Правил, утв. постановлением № 530).

Министерство учитывает статистические данные в сфере оборота таких товаров, если на территории субъекта:

  • 30 календарных дней увеличивались розничные цены на товары первой необходимости;
  • рост составил выше 30 %.

В указанной ситуации Правительство РФ вправе устанавливать в таком субъекте предельно допустимые розничные цены на данные товары. Закон позволяет регулировать стоимость на срок до 90 дней (п. 5 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ).

Решения органов местного самоуправления не могут диктовать цены компаниям

Закон не позволяет органам местного самоуправления устанавливать лимит цен на социально значимые товары. Администрация может заключать об этом соглашения с компаниями. Но договоренности должны носить добровольный характер. Иначе ФАС расценит действия власти как нарушение антимонопольного законодательства.

В одном споре муниципалитет смог обжаловать подобное решение ФАС. Служба привлекла его к ответственности за незаконное установление правил торговли (ст. 15 закона № 381-ФЗ). ФАС сочла, что определение цен на продукты первой необходимости выходит за рамки полномочий муниципалитета. Таким правом обладает только Правительство.

На деле администрация предложила предпринимателям заключить соглашение о поддержании цен на отдельные виды продукции. Суды установили, что спорный договор – результат соглашения администрации с предприятиями торговли. Соглашение могли поддержать любые торговые компании, а также они могли выйти из соглашения. Договор имел социальную направленность, стороны заключили его в период финансового кризиса на непродолжительный срок. Действия муниципалитета не привели к установлению на рынке правил торговой деятельности в разрез с требованиями федеральных законов (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 13.06.2013 по делу № А31-6608/2012).

На товары первой необходимости нельзя завышать цены

Если антимонопольный орган посчитает, что компании в результате согласованных действий устраняют конкуренцию на рынке, им грозит штраф. Чтоб оспорить постановление ФАС, придется доказывать:

  • объективные обстоятельства для роста цен,
  • отсутствие сговора,
  • возможность приобретать товар у других продавцов по иным ценам.

Такие ситуации происходят нечасто. Риски появляются, когда цены растут по причине неурожая.

Так, ФАС выявила, что цены на продукт первой необходимости (гречневую крупу) в одном субъекте РФ выросли на 126 %. Служба привлекла компании к ответственности. Она решила, что организации договорились между собой об установлении одинаковых цен на этот продукт и нарушили закон о защите конкуренции. Истцы смогли оспорить решение ФАС только в суде кассационной инстанции.

Компании подняли цены, поскольку повысилась оптовая и закупочная стоимость крупы. В свою очередь, поставка подорожала из-за неурожая гречихи вследствие засухи. Заявители подтвердили, что сформировали собственную методику ценообразования. Кроме указанных компаний, гречку распространяли другие поставщики, а значит, установить монопольные цены было невозможно. Суд пришел к выводу, что единообразия, синхронности, однотипности в действиях и поведении заявителей нет. ФАС неправомерно признал их нарушителями антимонопольного законодательства (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26.12.2011 по делу № А38-231/2011).

В другом деле администрация также ставила цель стабилизировать ситуацию на потребительском рынке. Она провела совещание с участием представителей предприятий розничной и оптовой торговли. Участники подписали соглашение об установлении торговой надбавки в размере не более 15 % на отдельные виды социально значимых товаров. Суды также пришли к выводу, что добровольное соглашение, из которого вправе выйти любое лицо, не нарушает антимонопольное законодательство (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 29.05.2013 по делу № А31-5216/2012).

При организации торговли учитывайте налоговые риски

Компания, которая реализует социально значимые товары, может рассчитывать на субсидии, если такие средства выделяет администрация. В такой ситуации проблемы могут возникнуть с налоговой инспекцией.

Например, компания представила в ФНС корректирующие налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость. Инспекция выявила нарушения и предложила доплатить налоги. С ее точки зрения, предприятие необоснованно исключило из базы по НДС суммы субсидий, которые поступили из областного бюджета на компенсацию выпадающих доходов по регулируемым сортам хлеба. При определении налоговой базы выручка от реализации товаров определяется исходя из всех доходов налогоплательщика.

Смотрите так же:  Требования осмотрительности в бухгалтерском учете предполагает

Суд не согласился с позицией ФНС. Он указал, что компания получила субсидии. Указанные средства не подлежат включению в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость. Администрация выделила средства не в счет увеличения доходов. Компания получила деньги, чтобы покрыть расходы, которые она несла в связи с производством регулируемых сортов хлеба. Спорные средства не включают в базу по НДС (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 25.09.2017 № Ф10-3730/2017 по делу № А35-805/2016).

является ли телевизор товаром первой необходимости? Имею ли право требовать другой если гарантия не закончилась

2. В случае заводской неисправности в течение гарантийного срока Вы имеете право потребовать расторжения договора купли-продажи, либо замены телевизора на аналогичный по стоимости или характеристикам. Фирма-продавец может потребовать от Вас предоставить телевизор для экспертизы.

В случае обнаружения Потребителем Недостатков товара и предъявления требования о замене такого товара Продавец (изготовитель) или организация, выполняющая функции Продавца (изготовителя) на основании договора с ним, обязаны заменить такой товар в семидневный срок со дня предъявления указанного требования Потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом (изготовителем) или организацией, выполняющей функции Продавца (изготовителя) на основании договора с ним, в течение двадцати дней со дня предъявления указанного требования.

При отсутствии у Продавца (изготовителя) или организации, выполняющей функции Продавца (изготовителя) на основании договора с ним, необходимого для замены товара на день предъявления указанного требования Продавец (изготовитель) или организация, выполняющая функции Продавца (изготовителя) на основании договора с ним, должны заменить такой товар в течение месяца со дня предъявления указанного требования. По требованию Потребителя Продавец (изготовитель) или организация, выполняющая функции Продавца (изготовителя) на основании договора с ним, обязаны безвозмездно предоставить Потребителю с доставкой во временное пользование на период замены аналогичный товар длительного пользования, обеспечив его доставку за свой счет. Это правило не распространяется на товары, перечень которых устанавливается в соответствии с пунктом 2 статьи 20 настоящего Закона.

Для районов Крайнего Севера и других районов сезонного завоза товаров требование Потребителя о замене товара подлежит удовлетворению по заявлению Потребителя в срок, необходимый для очередной доставки соответствующего товара в эти районы, при отсутствии у Продавца (изготовителя) или организации, выполняющей функции Продавца (изготовителя) на основании договора с ним, необходимого для замены товара на день предъявления указанного требования.

Товар ненадлежащего качества должен быть заменен на новый товар, то есть на товар, не бывший в употреблении.

При замене товара гарантийный срок исчисляется заново со дня передачи товара Потребителю.

Правительство
Республики
Хакасия

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия

Средние цены на социально значимые продовольственные товары первой необходимости на территории Республики Хакасии в ноябре 2015 года

Средние цены на социально значимые продовольственные товары первой необходимости, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 № 530, на территории Республики Хакасии в ноябре 2015 года (по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Хакасия)

Средняя цена, руб. в ноябре 2015 г

Изменение цен в % к предыдущему месяцу

Поиск по нормативно-правовым актам

Цены на нефтепродукты и на товары первой необходимости

Мониторинг розничных цен на товары первой необходимости в разрезе городских и сельских поселений Кондинского района

Еженедельный мониторинг розничных цен на товары первой необходимости в разрезе городских и сельских поселений Кондинского района на 21 декабря 2018 года скачать

Ежеквартальный мониторинг розничных цен на продукты питания в разрезе городских и сельских поселений Кондинского района на 10 октября 2018 года скачать

Мониторинг розничных цен на продукты питания производителей пищевой продукции на 10 октября 2018 года (с изм. 03.12.2018) скачать

Мониторинг розничных цен на продукты питания производителей пищевой продукции на 10 октября 2018 года (с изм. 09.11.2018) скачать

Информация о динамике цен на нефтепродукты по Кондинскому району за 1 литр

Мониторинг розничных цен на нефтепродукты по Кондинскому району за 1 литр на 05 декабря 2018 года скачать

Мониторинг цен на щепу древесную на территории Кондинского района

Мониторинг цен на щепу древесную на территории Кондинского района по состоянию на 01 января 2017 года скачать

«ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ» ПО ВОПРОСАМ РОЗНИЧНЫХ ЦЕН НА НЕФТЕПРОДУКТЫ

В целях недопущения роста цен на нефтепродукты, для оперативного реагирования исполнительных органов власти автономного округа и органов местного самоуправления Кондинского района на случай необоснованного роста розничных цен на нефтепродукты для приема обращений граждан Кондинского района организована «Горячая линия».

Обращаться в Региональную службу по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, по адресу ул. Мира д.104, г. Ханты-Мансийск, 628207

Или отдел программно-целевого планирования и проектной деятельности комитета экономического развития администрации Кондинского района по адресу ул.Титова д.24, п.Междуреченский, ХМАО – Югра, 628200

Требования к товарам первой необходимости