Добровольная ликвидация банка может быть осуществлена на основании решения

Добровольная ликвидация юридического лица

Добровольная ликвидация производится на основании Гражданского кодекса (ст. 61-64 части 1) и специальных законов (ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», ФЗ «Об акционерных обществах», ФЗ «О некоммерческих организациях» и т.д.). Кроме того, ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установил порядок государственной регистрации факта ликвидации.

Как уже говорилось выше, основанием для добровольной ликвидации может быть:

  • Потеря интереса собственников к деятельности, осуществляемой организацией (как правило, в совокупности с невозможностью продать бизнес);
  • Убыточность (нерентабельность) финансово-хозяйственной деятельности;
  • Окончание срока, на который была создана организация;
  • Достижение целей, ради которых была создана организация;
  • Состояние чистых активов в ООО и АО.

    Принятие решения о ликвидации

    Решение о ликвидации принимается органом, уполномоченным учредительными документами организации. В обществах с ограниченной ответственностью – Общее собрание участников, в акционерных обществах — Общее собрание акционеров, в некоммерческих партнерствах, ассоциациях, союзах — общее собрание членов и т.д. Некоммерческий фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда.

    На Общее собрание выносятся следующие вопросы:

  • Принятие решение о ликвидации (с указанием причины ликвидации);
  • Назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) и избрание председателя ликвидационной комиссии;
  • Порядок и сроки ликвидации, в том числе уведомление кредиторов о ликвидации.

    С момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. В законодательстве не существует норм, посвященных механизму контроля над действиями ликвидационной комиссии, ее ответственности за действия, которые нарушают права заинтересованных лиц. Поэтому следует весьма тщательно отнестись к выбору кандидатур будущих членов ликвидационной комиссии. Как правило, в состав ликвидационной комиссии включаются руководитель, главный бухгалтер, юрист, могут включаться представители учредителей. Председателем ликвидационной комиссии, как правило, назначается руководитель.

    Ликвидация государственных и муниципальных унитарных предприятий в некоторых случаях должна производится с разрешения антимонопольного органа (ст. 17 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»).

    Уведомление регистрирующего органа о начале ликвидации

    В соответствии с п. 1 ст.62 Гражданского кодекса РФ (часть 1) учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. В соответствии со ст. 20 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» сделать это необходимо в трехдневный срок с даты принятия решения о ликвидации.

    Для этого в регистрирующий орган (налоговую инспекцию по месту нахождения организации ) представляются следующие документы:

  • Уведомление о ликвидации по форме Р15001 — подпись надо нотариально удостоверить. Внимание: с 4 июля 2013г. вводится новая форма заявления.
  • Уведомление о формировании ликвидационной комиссии по форме Р15002- подпись надо нотариально удостоверить. Внимание: с 4 июля 2013г. вводится новая форма заявления.
  • Протокол (решение) общего собрания о ликвидации и избрании ликвидационной комиссии — 2 экз.
  • Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.

    Уведомление фондов о начале ликвидации

    В соответствии с п.3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от 25.11.2009) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» юридическое лицо обязано письменно уведомить Пенсионный фонд и Фонд социального страхования о начале ликвидации в течение трех дней со дня принятия такого решения.

    Сразу после принятия решения о ликвидации ликвидационная комиссия помещает в журнале «Вестник государственной регистрации» публикацию о ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами.

    В объявлении должны быть отражены следующие данные:

  • полное наименование юридического лица, принявшего решение о ликвидации;
  • основной государственный регистрационный номер (ОГРН) указанного юридического лица;
  • идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), код причины постановки на учет (КПП) указанного юридического лица
  • адрес (место нахождения) указанного юридического лица;
  • сведения о принятом решении о ликвидации: орган, принявший решение о ликвидации;
  • дата и номер принятого решения;
  • порядок, сроки, адрес, телефон для заявления требований кредиторов.

    Примерный текст публикации сообщения о принятии решения о ликвидации юридического лица:

    Общество с ограниченной ответственностью «Ромашка» (ОГРН 1234567890123, ИНН 1234567890, КПП 123456789, место нахождения: 123456, Москва, Кавашевская набережная, 92, к. 1) уведомляет о том, что общим собранием участников (Протокол №8 от 01.01.2010) принято решение о ликвидации ООО «Лютик». Требования кредиторов общества могут быть заявлены в течение 2-х месяцев с момента опубликования настоящего сообщения по адресу: 123456, Москва, Кавашевская набережная, 92, к. 1.

    Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов, а также письменно (путем направления письма с уведомлением) уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

    Деятельность ликвидационной комиссии

    В течение срока, определенного для предъявления требований кредиторами, ликвидационная комиссия работает в соответствии с разработанным и утвержденным ею планом. Он должен включать в себя следующие мероприятия:

  • Инвентаризация имущества предприятия.
  • Подготовка сведений о размерах и составе активов предприятия (характеристика активов, подлежащих реализации, их состояние, степень ликвидности).
  • Сбор сведений об участниках, имеющих право на получение доли имущества предприятия, оставшегося после расчетов с кредиторами.
  • Составление развернутой характеристики финансового состояния предприятия на момент ликвидации.
  • Увольнение персонала ликвидируемого предприятия.
  • Установление всех организаций, учредителем которых является юридическое лицо, и вывод его из состава учредителей. Если ликвидируемое предприятие является единственным учредителем другой организации, то эта организация должна быть тоже ликвидирована.
  • Сверка расчетов по всем федеральным и территориальным платежам с налоговыми органами и внебюджетными фондами.
  • Анализ и оценка дебиторской задолженности, разработка мероприятий по ее взысканию (группировка дебиторской задолженности по степени ликвидности, возможности и срокам получения долгов или их реализация).
  • Анализ и характеристика кредиторской задолженности (подготовка решения по каждому долгу).
  • Определение порядка реализации имущества ликвидируемого предприятия (группировка имущества по степени ликвидности, возможностям и условиям реализации).
  • Предварительное определение порядка расчетов с кредиторами, относящимися к одной очереди удовлетворения требований кредиторов.
  • Определение порядка распределения между учредителями денежных и иных средств, оставшихся после удовлетворения требований кредиторов.
  • Подготовка документов для исключения предприятия из Единого государственного реестра юридических лиц.

    В соответствии с утвержденным планом необходимые поручения даются бухгалтерии и другим отделам и службам предприятия.

    Подробнее остановимся на некоторых пунктах плана ликвидации.

    Взыскание дебиторской задолженности

    Для взыскания задолженности ликвидационная комиссия направляет дебиторам письма с требованием выплатить деньги или вернуть имущество. Если должники отказываются платить, можно обратиться с иском в суд. В этом случае представлять интересы организации в суде будут представители ликвидационной комиссии. Дебиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности, отражается в составе внереализационных расходов, а в дальнейшем списывается в убыток

    В соответствии со ст. 12 ФЗ «О бухгалтерском учете» и Положением по ведению бухгалтерского учет и отчетности в РФ ликвидационная комиссия обязана провести инвентаризацию имущества ликвидируемого предприятия. Инвентаризация, проводимая при ликвидации предприятия, ничем не отличается от обычной инвентаризации. При этом проверке подлежат абсолютно все позиции активов и пассивов. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета.

    При проведении инвентаризации следует руководствоваться Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13 июня 1995г. №49.

    Расчеты с работниками

    О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации работники предупреждаются работодателем персонально и под расписку не менее чем за два месяца до увольнения. Работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор без предупреждения об увольнении за два месяца с одновременной выплатой дополнительной компенсации в размере двухмесячного среднего заработка.

    При расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). Кроме того, работнику выплачивается компенсация за неиспользованный отпуск.

    В соответствии со ст. 140 Трудового кодекса администрация предприятия должна рассчитаться с увольняемым сотрудником в последний день его работы. Если же в этот день его не было на рабочем месте, то деньги сотруднику выплачивают на следующий день, после того, как он за ними обратился.

    Смотрите так же:  Лицензия адвансед систем каре 8.1

    Уплата налогов в период ликвидации предприятия

    В соответствии с п.1 ст. 49 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налогов ликвидируемой организации исполняет ликвидационная комиссия за счет денежных средств, которые поступают от реализации имущества. Если организация продала какие-либо активы, то у нее возникает обязанность по уплате налогов, связанных с этой продажей (НДС, налог на прибыль). Ликвидационная комиссия обязана представлять в налоговый орган декларации по каждому из налогов, подлежащих уплате в бюджет до момента ликвидации организации.

    Если денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    Очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством Российской Федерации.

    Получив уведомление о начале ликвидации, налоговая инспекция, являясь потенциальным кредитором организации в случае недоначисления налогов, начинает проверять ликвидируемое предприятие. Налоговая проверка проводится по все налогам вне зависимости от времени проведения предыдущих проверок. Налоговая проверка проводится за последние 3 календарных года. Налоговая проверка является выездной.

    При необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода, либо связанных с содержанием объектов налогообложения.

    На основании актов сверки с налоговыми органами и актов документальной проверки расчетов определяется сумма задолженности организации.

    Составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса

    В соответствии со ст. 63 Гражданского кодекса РФ по окончании срока, отведенного для предъявления требований кредиторами, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс. Расчеты с кредиторами будут производиться только после утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

    Таким образом, промежуточный ликвидационный баланс — это баланс, который составляется перед тем, как удовлетворять требования, предъявленные кредиторами в срок, установленный ликвидационной комиссией. Цель составления этого баланса — уточнить реальное финансовое положение ликвидируемого предприятия.

    Промежуточный ликвидационный баланс содержит полные сведения о составе активов и пассивов предприятия, стоимости всего имущества, которым оно располагает, дебиторской и кредиторской задолженности. Кроме того, ликвидационный баланс должен содержать полный перечень предъявленных кредиторами требований, а также результаты рассмотрения их ликвидационной комиссией.

    Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В течение трех дней с даты утверждения промежуточного ликвидационного баланса ликвидационная комиссия обязана уведомить об этом регистрирующий орган. Для этого в налоговую инспекцию по месту нахождения организации представляются:

  • Уведомление об утверждении промежуточного ликвидационного баланса по форме Р15003;
  • Протокол (решение) об утверждении промежуточного ликвидационного баланса;
  • Промежуточный ликвидационный баланс;
  • Копия страницы журнала «Вестник государственной регистрации» с объявлением о ликвидации

    Удовлетворение требований кредиторов

    Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

    При ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

    • в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;
    • во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
    • в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;
    • в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
    • в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.

    Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.

    В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.

    Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.

    Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Порядок реализации имущества установлен Федеральным Законом №119-ФЗ от 21 июля 1997г. «Об исполнительном производстве» и осуществляется в следующей очередности.

    Перед продажей имущества ликвидационная комиссия сама оценивает его по рыночной стоимости или привлекает независимого оценщика. Затем оно реализуется специализированной организации.

    Недвижимое имущество реализуется на торгах. Эти торги подготавливают и проводят организации, имеющее право совершать сделки с недвижимостью.

    Сначала продается имущество, которое не участвует в производстве. Это могут быть ценные бумаги, валютные ценности, транспортные средства и т.д. Затем продаже подлежит готовая продукция. В последнюю очередь продается недвижимость, сырье, материалы и основные средства.

    Ликвидационная комиссия должна принять решение об очередности реализации активов предприятия исходя из экономической целесообразности.

    Нельзя забывать, что операции по выбытию имущества облагаются всеми установленными налогами. Полученные денежные средства поступают в кассу предприятия или на его расчетный счет. После этого продолжается процесс расчетов с кредиторами.

    Составление и утверждение ликвидационного баланса

    После того, как ликвидационная комиссия рассчиталась со всеми кредиторами, она в соответствии с п.5 ст.63 Гражданского кодекса РФ должна составить ликвидационный баланс. Ликвидационный баланс содержит информацию об активах, которые остались у организации к моменту ее ликвидации и до того, как будут произведены расчеты с учредителями. По ликвидационному балансу можно судить об имуществе, которое переходит к учредителям.

    Ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации, а также подается в налоговый орган на заключительную ликвидацию.

    Расчеты с учредителями

    Имущество, оставшееся у организации после расчетов с кредиторами, распределяется между ее участниками пропорционально их доле в уставном капитале организации. Распределение имущества между учредителями производится на основании акта. В нем указываются, кому и что передается. Акт подписывают все участники организации. Обращаем Ваше внимание на то, что в некоторых некоммерческих организациях нет возможности распределения оставшегося имущества между участниками.

    Закрытие счетов в банках

    После проведения всех взаиморасчетов (с налоговой инспекцией, кредиторами, участниками) необходимо закрыть все счета организации в банках. Для этого достаточно подписать заявление о закрытии счета, которое выдается самим банком. При этом необходимо не забыть уведомить налоговую инспекцию о закрытии счетов. В налоговую инспекцию подаются следующие документы:

    В течении 7 дней со дня закрытия счета в банке необходимо также уведомить фонды — Фонд социального страхования и Пенсионный фонд.

    Государственная регистрация ликвидации юридического лица

    Предприятие прекращает свое существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Для государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в налоговую инспекцию по месту нахождения организации представляются:

  • Заявление на государственную регистрацию ликвидации по форме Р16001. Внимание: с 4 июля 2013г. вводится новая форма заявления.
  • Ликвидационный баланс
  • Протокол об утверждении ликвидационного баланса
  • Справка из Пенсионного фонда об отсутствии задолженности по сдаче отчетности по персонифицированному учету и оплате страховых взносов. Можно не предоставлять, тогда налоговый орган будет делать запрос в Пенсионный фонд для получения соответствующей информации.
  • Документ об оплате госпошлины (квитанция или платежное поручение)

    В течение 5 дней с даты подачи указанного комплекта документов налоговая инспекция обязана выдать свидетельство о прекращении деятельности юридического лица. В связи с реализацией принципа «одного окна» снятие с налогового учета производится одновременно с государственной регистрацией факта ликвидации юридического лица.

    Снятие с учета во внебюджетных фондах

    Внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования) снимают с учета после снятия с учета в налоговом органе. Также как и налоговая инспекция фонды обязаны провести проверку налогоплательщика, включая сверку по платежам. Фонды также могут являться кредиторами по неуплаченным страховым взносам. Поэтому сверку с фондами необходимо провести до составления промежуточного ликвидационного баланса.

    Смотрите так же:  От опеки каких политических

    Что касается самого снятия с учета, то для этого в фонд необходимо предоставить следующие документы:

  • Заявление (как правило, в произвольной форме)
  • Протокол о ликвидации (копия)
  • Свидетельство о прекращении деятельности (копия нотариальная)
  • Уведомление о снятии с налогового учета (копия нотариальная)
  • В ФСС возвращается страховое свидетельство

    Заключительные операции по ликвидации

    После получения свидетельства о прекращении деятельности уничтожить печать и сдать документы в архив. Обращаем Ваше внимание на то, что в связи с реализацией принципа «одного окна», снятие с учета в органах Статистики производится автоматически на основании данных, предоставляемых налоговым органом.

    Из всех хранящихся в организации документов в Мосгорархив сдаются только документы по личному составу, в том числе личные карточки, лицевые счета всех работников, расчеты по начислению и выплате заработной платы.

    2.5. ОТЗЫВ ЛИЦЕНЗИИ И ЛИКВИДАЦИЯ БАНКА

    При рассмотрении арбитражным судом дела о банкротстве банка применяются только процедуры наблюдения и конкурсного производства. Внешнее управление и мировое соглашение в отношении кредитных организаций не используются.
    При введении процедуры наблюдения к банку применяются меры финансового оздоровления, к которым относятся:
    • оказание финансовой помощи кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами;
    • изменение структуры активов и структуры пассивов кредитной организации;
    • изменение организационной структуры кредитной организации;
    • приведение в соответствие размера уставного капитала кредитной организации и величины ее собственных средств (капитала).
    Принятие арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства. Конкурсное производство вводится сроком на один год. Объявление о решении арбитражного суда о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства должен опубликовать конкурсный управляющий в периодическом печатном издании по месту нахождения кредитной организации. Конкурсным управляющим при банкротстве кредитных организаций, имевших лицензию Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады, в силу закона является Агентство по страхованию вкладов физических лиц. При банкротстве кредитных организаций, не имевших такой лицензии, конкурсным управляющим утверждаются арбитражные управляющие, аккредитованные при Банке России в качестве конкурсных управляющих.
    В целях обеспечения равного доступа кредиторов к информации о ходе конкурсного производства конкурсный управляющий не позднее 70 дней со дня признания кредитной организации банкротом опубликовывает сведения о финансовом состоянии кредитной организации и ее имуществе на день открытия конкурсного производства; баланс кредитной организации на последнюю отчетную дату со счетом прибылей и убытков; сведения о наличии свободных денежных средств, которые могут быть направлены на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам, включая предварительные выплаты кредиторам первой очереди; смету текущих расходов кредитной организации.
    Со дня принятия арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя кредитной организации, иных ее органов управления, они переходят к конкурсному управляющему.
    ?Конкурсный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно, с учеом прав и законных интересов кредиторов, кредитной организации, общества 1 государства. Конкурсный управляющий принимает в ведение имущество кредитной организации, проводит инвентаризацию и принимает меры по обеспече-

    ию его сохранности; привлекает независимого оценщика для оценки имущества гредитной организации и анализирует ее финансовое состояние; уведомляет работников кредитной организации о предстоящем увольнении (не позднее 1 меся-

    а со дня введения конкурсного производства); предъявляет к третьим лицам, имеющим задолженность перед кредитной организацией, требования о ее взыскании и принимает меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества, находящегося у третьих лиц. конкурсный управляющий устанавливает требования кредиторов и ведет их реестр. Он определяет срок предъявления требований кредиторов, по истечении которого реестр требований кредиторов считается закрытым. Этот срок не может быть менее 60 дней со дня опубликования сообщения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства.
    Конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, а также информацию о финансовом состоянии кредитной организации и ее имуществе на день открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства и иную информацию не реже одного раза в месяц. По требованию арбитражного суда он представляет в арбитражный суд все сведения, касающиеся конкурсного производства, в том числе отчет о своей деятельности. Отчет конкурсного управляющего после его представления и рассмотрения собранием кредиторов или комитетом кредиторов направляется в Банк России.
    Все имущество кредитной организации, имеющееся на день открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу, из него исключается имущество, составляющее ипотечное покрытие, В составе имущества кредитной организации отдельно учитывается и подлежит обязательной оценке имущество, являющееся предметом залога.
    Исполнение обязательств перед кредиторами кредитной организации в ходе конкурсного производства осуществляется в очередности, установленной Федеральным законом РФ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». В первую очередь удовлетворяются:
    • требования физических лиц, перед которыми кредитная организация несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью;
    • требования физических лиц, являющихся кредиторами кредитной организации по заключенным с ними договорам банковского вклада и/или договорам банковского счета (за исключением лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица);
    • требования Агентства по страхованию вкладов физических лиц по договорам банковского вклада и договорам банковского счета, перешедшие к нему в соответствии с Федеральным законом РФ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»;
    ?• требования Банка России, перешедшие к нему в соответствии с федеральным законом в результате осуществления выплат Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации.
    Удовлетворение требований кредиторов первой очереди осуществляется в два этапа: в порядке предварительных выплат и в порядке окончательных выплат. При этом в порядке предварительных выплат удовлетворяются требования кредиторов первой очереди кредитных организаций, не являющихся участниками системы обязательного страхования вкладов. Эти требования должны быть предъявлены в срок не более двух месяцев со дня первого опубликования сообщения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства. Предварительные выплаты кредиторам первой очереди осуществляются в течение трех месяцев после опубликования объявления о порядке и об условиях их проведения. На осуществление предварительных выплат кредиторам первой очереди направляется 70% денежных средств, находящихся на счетах кредитной организации на день истечения срока предъявления требований кредиторов первой очереди. При недостаточности денежных средств для удовлетворения в порядке предварительных выплат требований кредиторов первой очереди в полном объеме эти денежные средства распределяются пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению.
    В порядке окончательных выплат удовлетворяются требования кредиторов первой очереди, оставшиеся неудовлетворенными в порядке предварительных выплат. Сумма их требований уменьшается на сумму, выплаченную в порядке предварительных выплат, а также на сумму произведенных Агентством страховых выплат и выплат Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов.
    Требов
    ания кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества кредитной организации, удовлетворяются за счет стоимости предмета залога преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди. Требования кредиторов по субординированным кредитам (депозитам, займам, облигационным займам) удовлетворяются после удовлетворения требований всех иных кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.
    После составления и закрытия реестра требований кредиторов конкурсный управляющий в срок не позднее шести месяцев со дня открытия конкурсного производства составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой кредитной организации, перечень предъявленных кредиторами требований, а также сведения об осуществленных предварительных выплатах кредиторам первой очереди. По завершении расчетов с кредиторами составляется ликвидационный баланс. Промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс согласовываются с Банком России.
    После согласования с Банком России ликвидационного баланса и прекращения производства по делу о банкротстве конкурсный управляющий представляет ?арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства, которому прилагаются:
    • ликвидационный баланс;
    • документы, подтверждающие реализацию имущества кредитной организации и основания для списания имущества;
    • реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований кредиторов.
    По итогам рассмотрения отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства. На основании представленного конкурсным управляющим определения арбитражного суда Банк России вносит в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о ликвидации кредитной организации. Ликвидация считается завершенной, а кредитная организация прекратившей свое существование.
    ?

    ПроБизнес Онлайн

    Если ликвидация многих небольших компаний происходит практически без огласки, то прекращение деятельности коммерческих банков всегда находит большой резонанс. Причиной этому большое количество клиентов, а главное, вкладчиков, которым необходимо получить собственные средства.

    Смотрите так же:  Приказ о противопожарном режиме организации

    Ликвидация коммерческого банка — это прекращение его деятельности в добровольном или принудительном порядке с ликвидацией юридического лица.

    Коммерческие банка относятся к финансовым организациям. Это означает что определенные особенности их деятельности, в том числе ликвидация, регламентируются другими законодательными актами.

    Чаще всего причиной ликвидации банка выступает его неплатежеспособность и, как следствие, отсутствие возможности исполнять взятые на себя обязательства перед вкладчиками и другими контрагентами.

    Причины, которые повлекли за собою неплатежеспособность, могут быть самые разные:

    • неисполнение обязательств заемщиками;
    • нарушение банком нормативов законодательства;
    • неправильная кредитная политика и оценка рисков, другое.

    Основная цель ликвидации банка — это, прежде всего, погашение его долгов. В случае с банковскими учреждениями ликвидация происходит только по соответствующему решению суда.

    Решение суда обязательное даже в том случае, если инициатором ликвидации выступает собственник (акционеры, учредители, руководство).

    Ликвидация банка может носить добровольный или принудительный характер.

    В первом случае причинами являются:

    • достижение поставленных целей собственниками;
    • отсутствие экономической эффективности от ведения деятельности;
    • разногласия между акционерами, прочее.

    Ликвидация в принудительном порядке выражается в отзыве у банка лицензии на ведение деятельности.

    Ее отзыв может быть вызван следующими причинами:

    • осуществление деятельности, которая не указана в соответствующей лицензии;
    • подача недостоверных данных при получении лицензии;
    • наличие признаков неплатежеспособности;

    юридическое лицо не начало вести банковскую деятельность в течение 1 года с момента получения лицензии;

  • отказ банка от исполнения судебных решений;
  • ходатайство временной администрации учреждения.
  • Помимо принудительной ликвидации, банк может прекратить свою деятельность по решению собственника. В таком случае мотивы могут быть самыми разными.

    Что нужно знать вкладчику и заемщику?

    Ликвидация банка является весьма неприятной новостью для его клиентов, которые прежде всего заинтересованы в сохранности собственных средств.

    Вкладчиков это касается в первую очередь. Поскольку процедура ликвидации любого банка жестко регламентирована, вкладчикам не стоит опасаться за свои средства, ведь сохранность сбережений гарантируется государством.

    Все депозиты и вклады клиентов по законодательству Российской Федерации (Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ») гарантируются государством.

    Страхованием вкладов занимается государственное Агентство страхования вкладов.

    Если у клиента суммарный объем вкладов в ликвидируемом банке не превышает сумму 700 000 рублей, то выплаты такому клиенту будут происходить в первую очередь.

    Если же вас интересует вопрос получения кредита с плохой кредитной историей без залога и поручителей, то мы советуем перейти по ссылке.

    На практике выплаты клиентам средств по вкладу происходят следующим образом:

      Агентство страхования вкладов после получения сообщения о ликвидации банка в недельный срок объявляет конкурс для выбора банка-агента по выплатам.

    Одно из важных условий выбора агента — это наличие сопоставимой с ликвидируемым банком филиальной сети.

    Клиенты не будут испытывать трудности с получением денежных средств по месту жительства, ведь многие вкладчики обращаются в ближайший к ним банк.
    После того как был выбран банк-агент, к нему в первую очередь обращаются вкладчики с депозитами в сумме до 700 000 рублей.

    Объявления о процедуре ликвидации банков и порядке выплат всегда можно найти как на сайте ликвидируемого банка, так и на официальных сайтах Центрального банка и Агентства страхования вкладов.

  • Во вторую очередь к банку-агенту обращаются и получают выплаты вкладчики, у которых имеются депозиты в размере свыше 700 000 рублей.
  • Многие заемщики банков ошибочно считают, что с ликвидацией банка исчезают и их обязательства перед ним. На самом деле это совсем не так.

    Оплачивать ранее оформленный кредит необходимо и требования не изменяются.

    Это касается не только ликвидации банка, но и его реорганизации путем слияния или поглощения.

    Банк-правопреемник получает право взыскания задолженности если заемщик перестал платить по договору кредита.

    Помимо ликвидации, банк может прекратить свое существование в случае реорганизации.

    Она происходит путем смены юридического лица банка ввиду слияния (создание нового банка путем объединения нескольких) и поглощения, когда обязательства и активы ликвидируемого банка переходят к другому банку.

    Сама по себе процедура реорганизации применяется для предотвращения банкротства проблемного банка.

    Другое финансово-кредитное учреждение приобретает проблемный банк и в обычном режиме продолжает исполнять обязательства перед клиентами и партнерами поглощенного банка.

    Ликвидация коммерческого банка

    При ликвидации банка на добровольной основе должно быть принято решение акционеров о прекращении деятельности. До этого момента все обязательства банка перед кредиторами должны быть погашены.

    Если же банк имеет признаки неплатежеспособности, то добровольная ликвидация не может быть осуществлена. В таком случае инициируется процедура банкротства.

    При принудительной ликвидации (отзыве лицензии) порядок действий будет следующим:

    1. Банк России отзывает лицензию у ликвидируемого банка. До следующего этапа — создания в учреждении ликвидационной комиссии, банк имеет право осуществлять такие операции: взыскание дебиторской задолженности; получение дохода от совершенных ранее операций; возврат денежных средств, которые были зачислены на корреспондентский счет по ошибке (расчеты с филиалами); возврат ценных бумаг по договорам доверительного управления; прочее.
    2. Создание ликвидационной комиссии. Ее формирование осуществляется на протяжении 1 месяца с момента отзыва у банка лицензии. Кандидатуру ликвидатора финансового учреждения предлагает Банк России.

    Если же финансово-кредитное учреждение имеет лицензию на прием вкладов от физических лиц, то его дальнейшей ликвидацией имеет право заниматься Агентство страхования вкладов.

    Банк России проводит комплексную проверку ликвидируемого банка. Ликвидационная комиссия в это же время составляет промежуточный и окончательный ликвидационный баланс.

    В сферу компетенций ликвидационной комиссии также входит рассмотрение заявлений кредиторов банка на выплату по обязательствам банка.

  • После согласования и публикации ликвидационного баланса по заявлению ликвидационной комиссии Банк России закрывает корреспондентский счет ликвидируемого банка.
  • Официальная ликвидация считается с момента публикации соответствующего сообщения в СМИ и внесения записи в книгу регистрации.
  • Кто уведомляет банк о начале процесса?

    При ликвидации банка на добровольной основе, инициатором выступают руководство или акционеры банка, а значит они сообщают контролирующим органам (Банк России) о начале процесса.

    В случае банкротства ликвидация происходит в виде конкурсного производства. Назначением конкурсного управляющего занимается Арбитражный суд.

    При банкротстве банка выполнение основных задач по реализации плана ликвидации ложится на ликвидационную комиссию.

    Среди основных ее полномочий и обязанностей важно отметить следующие (указаны в последовательном порядке):

    • размещение объявлений в СМИ о ликвидации банка;
    • создание территориальных подразделений ликвидационной комиссии во всех филиалах банка;
    • определение всех существующих кредиторов банка на момент ликвидации и уведомление их о процессе ликвидации;

    учет и востребование имущества и активов, находящихся в обороте на момент ликвидации;

    распределение остаточного имущества среди акционеров и учредителей;

  • составление и утверждение ликвидационного баланса;
  • завершение процедуры ликвидации по заявлению в территориальное управление Банка России.
  • В подавляющем большинстве случаев при ликвидации или банкротстве коммерческого банка используются положения следующих нормативных документов:

    • Гражданский кодекс;
    • Федеральный Закон №127-ФЗ от 26.10.2002 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий»;
    • Федеральный закон №395-1 от 02.12.1990 «О банках и банковской деятельности»;

    Федеральный закон №14-ФЗ от 08.02.1998 «Об обществах с ограниченной ответственностью»;

  • Федеральный закон №208-ФЗ от 26.12.1995 «Об акционерных обществах».
  • Федеральный закон №177-ФЗ от 23.12.2003 «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ».
  • Какие банки в стадии ликвидации?

    По состоянию на начало 2018 года в стадии ликвидации находится 304 банка (по данным Агентства страхования вкладов).

    Процедура ликвидации на начало января 2018 года завершилась в 260 коммерческих банках.

    Очередность выплат или очередь кредиторов — это порядок погашения задолженности банка перед третьими лицами.

    На сегодняшний день она выглядит следующим образом (в порядке убывания очередности):

      Требования физических лиц по договорам вкладов и депозитов.

    Требования кредиторов по выплате страховых пособий и обязательств по трудовым договорам.

  • Требования юридических лиц и предпринимателей.
  • Требования других кредиторов банка.
  • Что касается всех выплат банка, а не только кредиторам, то очередность таких платежей будет иной:

    1. Оплата деятельности ликвидационной комиссии.
    2. Финансирование фонда оплаты труда.

    Погашение задолженности перед другими банками, в первую очередь перед Банком России.

  • Проведение расчетов с бюджетом.
  • Проведение расчетов с внебюджетными фондами.
  • Оплата обязательств перед кредиторами.
  • Негативные последствия ликвидации коммерческого банка носят индивидуальный характер для каждого его клиента и вкладчика.

    Задержка в проведении платежей клиентов, а также выплат вкладов приводит к тому, что физические и юридические лица не могут своевременно обеспечить выполнения собственных обязательств. В отдельных случаях это ведет к проблемам в бизнесе.

    Добровольная ликвидация банка может быть осуществлена на основании решения