Налог на прибыль организации нормативные акты

Налог на прибыли организации

Подборка наиболее важных документов по вопросу Налог на прибыли организации (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Налог на прибыли организации

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Налог на прибыли организации

См. все документы в интернет-версии КонсультантПлюс

V Законодательные и нормативные акты НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ

1.Глава 25 «Налог на прибыль организаций» части второй НК РФ.

2.Федеральный закон от 25.11.2009 N 281-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

3.Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования».

4.Методические рекомендации налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций (утв. приказом МНС РФ от 28.03.2003 г. № БГ-3-23/150).

5.Информационное сообщение МНС РФ от 19.12.2001 г. «Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации».

6.Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы (утв. постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 г. № 1).

7.Постановление Правительства РФ от 08.02.2002 г. № 92 «Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией» (с изменениями и дополнениями).

8.Приказ Минфина РФ от 05.05.2008 г. № 54н «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций и Порядка ее заполнения».

9.Приказ МНС РФ от 14.04.2004 г. № САЭ-3-23/[email protected] «Об утверждении формы Налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов». Приложение. Налоговый расчет (информация) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов.

10.Приказ МНС РФ от 05.01.2004 г. № БГ-3-23/1 «Об утверждении формы Налоговой декларации по налогу на прибыль иностранной организации и внесении изменений и дополнений в Инструкцию по ее заполнению». Приложение 1. Налоговая декларация по налогу на прибыль иностранной организации.

11.Приказ МНС РФ от 23.12.2003 г. № БГ-3-23/709 «Об утверждении формы Налоговой декларации о доходах, полученных российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, и инструкции по ее заполнению». Приложение 1. Налоговая декларация о доходах, полученных российской организацией от источников за пределами Российской Федерации.

12.Приказ ФСФР РФ от 09.11.2010 N 10-66/пз-н «Об утверждении Порядка определения расчетной цены ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, в целях 25 главы Налогового кодекса Российской Федерации» Зарегистрировано в Минюсте РФ 29.11.2010 N 19061.

185.238.139.36 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Налог на прибыль организации нормативные акты

Нормативно-правовая база налога на прибыль организаций

Основными нормативными актами регулирующими налогообложение прибыли являются:

— Налоговый кодекс Российской Федерации — часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ (с изм. и доп.) и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изменениями и дополнениями);

— Закон РФ от 29.12.95 №222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства»;

— Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2116-I «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (с изменениями и дополнениями);

— Указ Президента РФ от 8 мая 1996 г. N 685 «Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины» (с изменениями и дополнениями);

— Постановление Правительства РФ от 5 августа 1992 г. N 552 «Об утверждении Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли» (с изменениями и дополнениями);

— Постановление Правительства РФ от 01.07.1995 N 660 «О порядке расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и организаций;

— Постановление Правительства РФ от 16 мая 1994 г. N 491 «Об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщиками» (с изм. и доп. от 7 июля 1998 г.)

— Приказ МНС РФ от 15 июня 2000 г. N БГ-3-02/231 «Об утверждении Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций»;

— Инструкция Госналогслужбы РФ от 16 июня 1995 г. N 34 «О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц» (с изм. и доп. от 29 декабря 1995 г., 31 декабря 1997 г., от 7 апреля 2000 г.);

— Письмо Госналогслужбы РФ и Минфина РФ от 2 декабря 1993 г. NN 139, ВГ-4-01/193н «О применении штрафных санкций за нарушение порядка определения налогооблагаемой прибыли»;

— Письмо МНС РФ от 24 ноября 1999 г. N 02-1-16 О сроках уплаты налога на прибыль;

— Письмо МНС РФ от 18 ноября 1999 г. N 02-1-16 О возврате из бюджета сумм авансовых платежей;

— Письмо МНС РФ от 10 ноября 1999 г. N 02-1-16 Об исчислении налога на прибыль;

— Письмо МНС РФ от 2 ноября 1999 г. N 02-1-16 Об исчислении налога на прибыль в случае осуществления предприятием различных видов деятельности.

Основные положения о налоге на прибыль заложены в Законе «О налоге на прибыль» №2116-1, и инструкции МНС №62 от 15.06.2000 г.

Плательщиками налога на прибыль являются:

1. предприятия и организации (в том числе бюджетные), являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, включая кредитные, страховые организации, а также созданные на территории Российской Федерации предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность;

2. филиалы и другие обособленные подразделения предприятий и организаций, включая филиалы кредитных и страховых организаций, за исключением филиалов (отделений) Сберегательного банка Российской Федерации, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет;

3. филиалы (территориальные банки) Сберегательного банка Российской Федерации, созданные в республиках, краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге.

Перечень плательщиков налога на прибыль также приведен и в разделе 1 Инструкции N 62. От прежнего перечня, приведенного в Инструкции N 37 (действующей в 1999 и 2000 г.), он отличается тем, что в него не включены филиалы и иные обособленные подразделения юридического лица, имеющие отдельный баланс и расчетный счет.

Статьей 19 НК РФ разъяснялось, что филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений. В то же время НК РФ не устанавливал порядок исполнения филиалами и иными обособленными подразделениями организации обязанности по уплате налогов и сборов в бюджет. В связи с этим письмом МНС России от 02.03.99 N ВГ-6-18/[email protected] разъяснялось следующее.

Согласно ст.7 Федерального закона от 31.07.98 N 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в определенный ст.2 данного Федерального закона перечень актов, утративших силу, действуют в части, не противоречащей части первой НК РФ, и подлежат приведению в соответствие с ней.

Таким образом, исходя из изложенного, до введения в действие части второй НК РФ порядок уплаты налогов и сборов организациями по месту нахождения их филиалов и иных обособленных подразделений устанавливался Законом Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (в части перечня уплачиваемых налогов) и законами, регулирующими порядок взимания конкретных налогов.

Соответственно после введения в действие части первой НК РФ филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций, не являясь налогоплательщиками, выполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов.

Так, обособленные подразделения российских организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный счет (текущий, корреспондентский), в соответствии с законами, регулировавшими порядок взимания конкретных налогов, представляли в налоговые органы установленную для них в соответствии с законодательством налоговую декларацию (налоговый расчет) и документы, служившие основанием для исчисления и уплаты налога (бухгалтерскую и налоговую отчетность), и выполняли обязанность по уплате налогов и сборов, рассчитанных ими в соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах на основании данных, отраженных в представлявшейся ими бухгалтерской отчетности.

Смотрите так же:  Статья ук за митинги

По организациям, в состав которых входили обособленные подразделения, не имевшие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета, также сохранялся порядок исчисления и уплаты налогов, установленный законами, регулирующими порядок взимания этих налогов.

Указанный порядок в отношении филиалов и иных обособленных подразделений организации применялся до 1 января 2000 г.

Федеральным законом Российской Федерации от 09.07.99 N 155-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации»» (далее — Закон N 155-ФЗ) был закреплен принципиально иной порядок исполнения обязанности по уплате налогов филиалами и иными обособленными подразделениями организаций, которые до 1 января 1999 г. признавались самостоятельными налогоплательщиками по отдельным налогам. Со вступлением в силу Закона N 155-ФЗ филиалы и представительства организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов в порядке, предусмотренном действующими федеральными законами, регулирующими порядок взимания конкретных налогов, уплаты налогов филиалами и представительствами, не имеющими отдельного баланса и (или) расчетного (текущего) счета.

Порядок уплаты налогов филиалами и представительствами, не имеющими отдельного баланса и (или) расчетного (текущего) счета, установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.95 N 660 «О порядке расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета» и письмом Госналогслужбы России от 04.08.95 N НП-4-01/46н «Методические указания по применению постановления Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. N 660 «О порядке расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета».

Согласно указанным документам распределение прибыли, приходящейся на филиалы и иные обособленные подразделения, находящиеся на территории иных субъектов Российской Федерации (вне места нахождения головной организации), осуществляется исходя из коэффициента, определяемого пропорционально среднесписочной численности работников (фонду оплаты труда) и стоимости основных производственных фондов. Как уже упоминалось выше, названный порядок применялся ранее исключительно к организациям, имеющим филиалы и иные обособленные подразделения, у которых не было отдельного баланса и расчетного счета. С 1 января 2000 г. данный порядок распространяется также и на обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет.

Разъяснение о порядке применения данного нововведения было доведено до сведения налоговых органов письмом МНС России от 29.02.2000 N ВГ-6-02/158 «О порядке исполнения филиалами и представительствами, имеющими отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет, обязанности по уплате налога на прибыль предприятий и организаций с 2000 года». Соответствующие изменения нашли также отражение в Инструкции N 62.

Кроме того, она устанавливает, что головная организация должна до начала квартала сообщить своим обособленным подразделениям и налоговым органам по местонахождению обособленного подразделения о сумме авансовых взносов по налогу на прибыль. В десятидневный срок со дня, установленного для представления квартальной и годовой бухгалтерской отчетности, головная организация должна сообщить сведения о сумме налога от фактической прибыли и сумме дополнительных платежей по налогу.

Также плательщиками налога на прибыль являются компании, фирмы, любые другие организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства (далее — иностранные юридические лица).

При этом под постоянным представительством иностранного юридического лица для целей налогообложения понимаются филиал, бюро, контора, агентство, любое другое место осуществления деятельности, связанное с разведкой или разработкой природных ресурсов, проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию оборудования, оказанием услуг, проведением других работ, а также организации и граждане, уполномоченные иностранными юридическими лицами осуществлять представительские функции в Российской Федерации.

Определенная группа юридических лиц, в том числе предприятия организационно-правовых форм, реализующих произведенную ими сельскохозяйственную и охотохозяйственную продукцию, а также продукцию, переработанную на данном предприятии (кроме сельскохозяйственных предприятий индустриального типа), организации, осуществляющие деятельность в области игорного бизнеса, уплачивают налог на прибыль, полученную от иных видов деятельности.

Объектом обложения налогом на прибыль, полученную в рублях и иностранной валюте, является валовая прибыль, включающая четыре составные части:

— прибыль (убыток) от реализации продукции, выполненных работ и услуг;

— прибыль (убыток) от реализации основных фондов и другого имущества предприятий и организаций;

— прибыль (убытки) от реализации ценных бумаг, фьючерсных и опционных контрактов

— доходы от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по ним. Каждая часть прибыли имеет строго установленный порядок расчета.

Первая часть прибыль от реализации продукции, выполненных работ и услуг определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без НДС и акцизов и затратами на производство и реализацию, включенных в себестоимость продукции (работ, услуг). Предприятия, осуществляющие экспортную деятельность, при исчислении прибыли из выручки от реализации продукции (работ, услуг) исключают из неё экспортные тарифы.

В дополнении к данному Положению указано, что платежи по процентам за кредиты банков в переделах учетной ставки, установленной ЦБ РФ, увеличенной на 3 пункта, относятся к себестоимости продукции (работ, услуг) предприятий. Расходы по уплате процентов, превышающих этот предел, осуществляется за счет прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия.

Для определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения (исчисление налога на прибыль) берется во внимание учетная политика предприятия либо из расчета выручки от реализации продукции по методу отгрузки (выполненных работ, оказанных услуг), либо по моменту поступления денежных средств в оплату отгруженной продукции (товаров) на расчетный (текущий), иные счета предприятий или в кассу организаций, а также зачета взаимных требований по расчетам.

При исчислении состава затрат, исключаемых при определении налогооблагаемой прибыли, следует руководствоваться Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли №552.

При этом следует учитывать, что организации относят на затраты производства все расходы, возмещаемые покупателями и заказчиками, но для целей налогообложения затраты, по которым определены лимиты и нормы, принимаются в пределах, установленных законодательством. К таким расходам относятся:

— компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей;

— затраты на командировки;

— плата за обучение по договорам с учебными учреждениями для подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров;

— затраты по оплате процентов за кредиты;

— расходы на рекламу.

Затраты на себестоимость продукции (работ, услуг), группируются в соответствии с их экономическим содержанием:

1) материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных расходов);

2) затраты на оплату труда;

3) отчисления на социальные нужды;

4) амортизация основных фондов;

5) прочие затраты.

Затраты на производство продукции (работ, услуг) включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) того отчетного периода, к которому они относятся, не зависимо от времени оплаты — предварительной (арендная плата и т.п.) или последующей (оплата отпусков и т.д.). Отдельные затраты, которые трудно отнести к отдельному периоду, а также сезонные затраты включаются в затраты на производство в сметно-нормализованном порядке, определенном в отраслевых методических рекомендациях по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг).

Вторая часть — прибыль от реализации основных фондов и иного имущества предприятия для целей налогообложения учитывается как разница между продажной ценой и первоначальной или остаточной стоимостью этих фондов и имущества, увеличенной на индекс инфляции, исчисленный в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (постановление №315 от 21.3.1996 г.). При этом, остаточная стоимость применяется к основным фондам, нематериальным затратам и малоценным и быстроизнашивающимся предметам. Отрицательный результат от их реализации не уменьшает налогооблагаемую прибыль.

При проведении товарообменных операций либо передаче продукции безвозмездно выручка для целей налогообложения определяется из средней цены реализации такой или аналогичной продукции, рассчитанной за месяц, в котором осуществлялась указанная сделка.

Сумма выручки от реализации основных фондов и иного имущества определяется предприятием на основание расчетов, представляемых в налоговый орган по месту нахождения предприятия одновременно с бухгалтерской отчетностью и расчетом по налогу на прибыль.

В соответствии с Методикой исчисления индекса-дефлятора для индексации стоимости реализуемого имущества предприятий, утвержденной 21.05.1996 г. Госкомстатом России, Минэкономики России и Минфином России, индекс стоимости реализуемого имущества (ИРИП) является специальным показателем, предназначенным исключительно для индексации стоимости основных фондов и иного имущества предприятий при их продаже в целях определения налогооблагаемой прибыли. Индекс строится как средневзвешенный показатель из соответствующих частных индексов, характеризующих изменение цен на основные элементы имущества предприятий (основные фонды, материальные оборотные средства).

В иное имущество предприятия, также подлежащее индексации при продаже, включаются сырье, материалы топливо и т.п., малоценные и быстроизнашивающиеся предметы.

В расчетах для реализации имущества в виде ценных бумаг, валюты, нематериальных активов и т.п., изменение цен на которые не учитывалось, указанный индекс не применяется.

ИРИП используется в оценке остаточной стоимости основных фондов и первоначальной стоимости иного имущества, согласно данным бухгалтерского учета по состоянию на момент продажи. При этом, например, если продажа основных фондов, значащихся на начало года, произведена в третьем квартале, остаточная стоимость должна быть скорректирована путем умножения на индексы инфляции первого, второго и третьего кварталов. Если основные фонды приобретены в первом квартале и проданы в третьем квартале, применяется ИРИП второго и третьего кварталов. При этом ИРИП используется по каждому объекту продажи отдельно.

Смотрите так же:  Какова минимальная пенсия по потери кормильца

Третья часть — прибыль (убытки) от реализации ценных бумаг, фьючерсных и опционных контрактов определяется как разница между ценой реализации и ценой приобретения с учетом оплаты услуг по их приобретению и реализации.

Согласно п.4 ст.2 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» и п.2.4 Инструкции N 62 по акциям и облигациям, обращающимся на организованном рынке ценных бумаг, рыночная цена которых, устанавливается в соответствии с правилами, устанавливаемыми федеральным органом, осуществляющим регулирование рынка ценных бумаг, убытки от их реализации (выбытия) по цене не ниже установленной предельной границы колебаний рыночной цены могут быть отнесены на уменьшение доходов от реализации (выбытия) соответствующей категории ценных бумаг. При этом в п.2.4 Инструкции N 62 определено понятие соответствующей категории. Оно включает в себя:

— акции и облигации предприятий, организаций и прочих эмитентов;

— процентные государственные облигации Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и облигации органов местного самоуправления (включая облигации, эмитированные с 1 января 1999 г. и размещенные с дисконтом);

— беспроцентные государственные облигации Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и облигации органов местного самоуправления (эмитированные до 1 января 1999 г.).

При этом согласно Закону N 2116-1 и Инструкции N 62 убытки по операциям с ценными бумагами, не имеющими рыночной котировки или не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, могут быть отнесены на уменьшение доходов от реализации данной категории ценных бумаг. Определение понятия «данной категории» до момента выхода Инструкции N 62 не находило нормативного определения. В связи с этим у налогоплательщиков возникало множество вопросов о порядке исчисления налоговой базы по операциям с ценными бумагами, не обращающимся на организованном рынке ценных бумаг. Инструкция N 62 дает ответ на этот вопрос. В Справке о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 «Расчета (налоговой декларации) налога от фактической прибыли» (в том числе для кредитных и страховых организаций), приведены следующие категории ценных, бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг:

— акции и облигации предприятий, организаций и прочих эмитентов;

— процентные государственные облигации Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и облигации органов местного самоуправления;

— беспроцентные государственные облигации Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и облигации органов местного самоуправления;

— векселя и другие не эмиссионные ценные бумаги.

Четвертая часть доходы (расходы) от внереализационных операций включают:

— доходы от долевого участия в деятельности других предприятий;

— суммы, полученные безвозмездно от других предприятий при отсутствии совместной деятельности, за исключением средств, зачисляемых в уставные фонды предприятий учредителями;

— дивиденды, проценты и другие доходы по ценным бумагам, принадлежащим предприятиям;

— доходы от сдачи имущества в аренду;

— другие доходы (расходы) от операций, непосредственно не связанных с производством продукции (работ, услуг) и её реализацией, включая суммы, полученные и уплаченные в виде санкций и возмещения убытков. В доходы внереализационных операций не включается стоимость:

— объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения; приватизированных предприятий, передаваемых субъектам РФ и органам местного самоуправления, а также передаваемых безвозмездно предприятиям, учреждениям, организациям органами государственной власти и местного самоуправления, союзами, ассоциациями, в состав которых входят предприятия; основных средств, нематериальных активов, другого имущества и денежных средств на капитальные вложения по развитию их собственной производственной и непроизводственной базы;

— оборудования, безвозмездно полученными атомными электростанциями;

— основных производственных фондов, а также средств, предусмотренных на капитальные вложения по развитию производственной и непроизводственной базы, и другого имущества, безвозмездно полученного для осуществления производственной деятельности одними железными дорогами от других железных дорог;

— различных сооружений и объектов связи.

Суммы, внесенные в бюджет или во внебюджетные фонды в виде санкций в соответствии с законодательством РФ, в состав расходов внереализационных операций не включаются, а относятся на уменьшение прибыли, остающейся в распоряжении предприятий.

Валовая прибыль, полученная в иностранной валюте, суммируется с валовой прибылью в рублях. При этом выручка в иностранной валюте пересчитывается в рубли по текущему курсу рубля, котируемому ЦБ РФ, на день поступления средств на валютный счет или в кассу предприятия. По предприятиям, осуществляющим экспортно-импортные товарообменные операции (в том числе на бартерной основе), выручка в валюте для целей налогообложения пересчитывается в рубли по курсу на день оформления таможенных документов.

Объектом обложения банков является общая сумма доходов, уменьшенная на сумму расходов, установленных Положением об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями.

Ставка налога на прибыль предприятий и организаций, зачисляемого в федеральный бюджет, устанавливается в размере 11 процентов.

В бюджеты субъектов Российской Федерации зачисляется налог на прибыль организаций (в том числе иностранных юридических лиц) по ставкам, устанавливаемым законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, в размере не свыше 19 процентов, а для предприятий по прибыли, полученной от посреднических операций и сделок, страховщиков, бирж, брокерских контор, банков, других кредитных организаций, по ставкам в размере не свыше 27 процентов.

Следует отметить, что раздел Инструкции 62, в части касающейся ставок налога не учитывает изменений, которые Федеральный закон от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ «О введении в действие второй части Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах», вступивший в силу 1 января 2001 года, внес в Закон «О налоге на прибыль». Новая редакция Закона «О налоге на прибыль» позволяет органам местного самоуправления устанавливать дополнительную ставку этого налога. Максимальный размер дополнительной ставки ограничивается 5 процентами.

В Российской Федерации действуют разнообразные налоговые льготы при обложении прибыли, которые постоянно дополняются и изменяются. Нестабильность налоговых льгот и их большое количество осложняют расчеты налога на прибыль и работу налоговых органов.

При обложении прибыли юридических лиц налоговые льготы имеют большое социально-экономическое значение. С одной стороны, они облегчают финансовое положение плательщика и даже при высокой ставке налога не препятствует его развитию, а с другой, выполняет регулирующую роль. Государство в условиях рынка с помощью изменения налоговых льгот оказывает воздействие (стимулирующие или сдерживающее) на процесс производства. Льготы дают плательщику дополнительный капитал для хозяйственных нужд, однако в России эта их роль заметно не проявлялась.

Действующие налоговые льготы можно распределить на несколько групп. Первая группа льгот касается прибыли, расходуемой на инвестиции; вторая имеет социально-культурной направление; третья стимулирует развитие малого бизнеса и, наконец, четвертая группа относится к определенным группам плательщиков.

К первой группе относятся налоговые льготы, создающие условия для увеличения капитальных вложений.

Прибыль предприятий, направленная на финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения, а также на погашение банковских кредитов, полученных и использованных на эти цели, освобождается от налогообложения. Эта льгота предоставляется предприятиям, осуществляющим развитие собственной производственной и непроизводственной базы, при условии полного использования ими сумм начисленного взноса на последнюю отчетную дату. При предоставлении льготы по прибыли, используемой на капитальные вложения, принимаются фактически произведенные в отчетном периоде затраты независимо от срока окончания строительства и ввода в эксплуатацию основных средств, учтенных по счету «Капитальные вложения». Из указанных затрат исключаются суммы износа, начисленного по основным средствам, принадлежащим предприятию, с начала года на отчетную дату по счету «Износ основных средств». По машинам, оборудованию и другим основным средствам, не требующим монтажа, произведенные затраты учитываются при определении льготы, если они отражаются по дебету счета «Основные средства» и кредиту счета «Капитальные вложения».

Прибыль для целей налогообложения уменьшается на сумму отчислений в резервные и другие аналогичные фонды до достижения размеров этих фондов, установленных учредительными документами, но не более 25% уставного фонда. При этом сумма отчислений в указанные фонды не должна превышать 50% налогооблагаемой прибыли предприятия. Такие фонды создают возможность предприятию для расширения объема производства.

Дивиденды, выплачиваемые предприятиями физическим лицам, в случае их инвестирования внутри предприятия на реконструкцию, расширение производства и другие исходные цели не подлежат обложению налогом на прибыль.

Большое экономическое значение имеет налоговая льгота, предоставляемая предприятиям на проведение и организацию НИОКР, а также в Российский фонд фундаментальных исследований, Российский фонд технологического развития, но не более чем в общей сложности 10% от налогооблагаемой прибыли, и добровольные взносы в Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции.

Государственные предприятия имеют право исключать из налогооблагаемой прибыли суммы, направляемые на погашение государственного целевого кредита, полученного для пополнения оборотных средств, в пределах сроков его погашения.

Вторая группа налоговых льгот включает освобожденную часть прибыли, которая затрачивается на содержание объектов и учреждений здравоохранения, народного образования, культуры, спорта, детских дошкольных учреждений и детских лагерей отдыха, домов престарелых и инвалидов, коммунально-бытовой сферы и жилого фонда.

Смотрите так же:  Акт выполненных работ образец проживание

Из налогооблагаемой прибыли исключаются суммы:

— на содержание, находящихся на балансе предприятий, объектов социально-культурного назначения, жилого фонда, а также на аналогичные цели при долевом участии предприятий в соответствии с утвержденными местными органами власти нормативами;

— взносов на благотворительные цели, в экологические и оздоровительные фонды, на восстановление культурного и природного наследия, общественным организациям инвалидов, их предприятиям и учреждениям, а также средств, перечисленных предприятиям, учреждениям, организациям здравоохранения, народного образования, социального обеспечения и спорта, но не более 3% облагаемой налогом прибыли, а госучреждениям культуры, искусства, кинематографии — не более 5% облагаемой налогом прибыли; При этом общая сумма указанных выше взносов не может превышать пяти процентов облагаемой налогом прибыли.

— отчислений государственных и муниципальных образовательных учреждений, а также негосударственных образовательных учреждений непосредственно на нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса.

К третьей группе можно отнести налоговые льготы, предоставляемые малому бизнесу, т.е. предприятиям со среднесписочной численностью работающих в промышленности и строительстве до 200 человек, в науке и научном обслуживании- до 10 человек, в отраслях непроизводственной сферы и розничной торговле — до 15 человек. Эти предприятия помимо указанных льгот освобождаются от налога на прибыль в первые 2 года работы. На третьем и четвертом годах они вносят налог в размере соответственно 25% и 50% от основной ставки. Данная льгота распространяется на предприятия, занятые производством и одновременно переработкой сельскохозяйственной продукции, производством продовольственных товаров, товаров народного потребления, медицинской техники и лекарственных средств, а также строительством объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения. Причем на первые два года указанные предприятия освобождаются от налога при условии, что выручка у них от данных видов деятельности превышает 70% общей суммы выручки от общего объема реализуемой ими продукции (работ, услуг). Льгота предоставляется на третьем и четвертом годах работы, если выручка предприятий от установленных видов деятельности превышает 90% общей суммы от реализации продукции (работ, услуг).

Указанные льготы не предоставляются малым предприятиям, образованным на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их филиалов и структурных подразделений.

При прекращении малым предприятием деятельности, в связи с которой ему предоставлялись налоговые льготы, до истечения пятилетнего срока со дня его регистрации сумма налога на прибыль, увеличенная на сумму дополнительных платежей, определенных исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за пользование банковским кредитом, действовавшей в соответствующих отчетных периодах, подлежит внесению в федеральный бюджет РФ в полном размере за весь период функционирования данного предприятия.

Налоговые льготы четвертой группы предоставляются определенным категориям плательщиков. Не подлежат налогообложению прибыли:

— религиозных объединений и предприятий, находящихся в их собственности;

— общественных организаций инвалидов и находящихся в их собственности учреждений, предприятий, а также предприятий, учреждений, организаций, в которых инвалиды составляют не менее 50% от общего числа работников, при условии использования не менее половины полученной прибыли на социальные нужды инвалидов;

— предприятий, находящихся в регионах, пострадавших от радиоактивного загрязнения;

— иностранных и российских юридических лиц, полученная за выполненные строительно-монтажные работы и оказанные консультационные услуги, на весь период осуществления целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства;

— музеев, библиотек, государственных театров, а с 1 января 1994 г. — домов культуры, цирков, зоопарков;

— полученная редакциями средств массовой информации, издательствами, информационными агентствами, телерадиовещательными компаниями, организациями по распространению периодических печатных изданий и книжной продукции.

Органы государственной власти субъектов Федерации помимо указанных льгот имеют право устанавливать для отдельных категорий плательщиков дополнительные льготы в пределах сумм налоговых платежей, направляемых в бюджет. Запрещается предоставлять льготы, носящие индивидуальный характер. Под отдельными категориями плательщиков понимается совокупность предприятий, расположенных на территории района, города, области, по видам деятельности или отраслевому признаку.

По предприятиям, получившим в предшествующем году убыток, освобождается от уплаты налога часть прибыли, направленная на его покрытие в течение последующих 5 лет, при условии полного использования на эти цели средств резервного и других фондов предприятия.

Согласно пункту 4.5 Инструкции, если сумма убытка от реализации продукции (работ, услуг) превысит общую (балансовую) сумму убытка, то льгота предоставляется на сумму, равную балансовому убытку. Если же сумма балансового убытка превысит сумму убытка от реализации продукции (работ, услуг), то не облагается налогом прибыль, направленная на покрытие убытка от реализации продукции.

О внесении изменения в статью 1(3) Закона Ульяновской области «О налоговых ставках налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет Ульяновской области, в отношении отдельных категорий налогоплательщиков»

Статья 1

Внести в статью 1 3 Закона Ульяновской области от 4 июня 2007 года № 71-ЗО«О налоговых ставках налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет Ульяновской области, в отношении отдельных категорий налогоплательщиков» («Ульяновская правда» от 06.06.2007 № 45; от 07.11.2008 № 91; от 11.11.2009 № 90; от 06.10.2010 № 81; от 01.12.2010 № 97-98; от 06.04.2011 № 36; от 05.10.2012 № 109; от 06.03.2013 № 25; от 11.07.2013 № 75; от 07.09.2013 № 109; от 10.11.2014 № 163-164; от 29.10.2015 № 151; от 30.12.2015 № 192; от 06.06.2016 № 75-76; от 04.10.2016 № 118; от 25.11.2016 № 132; от 29.09.2017 № 72) изменение, изложив её в следующей редакции:

«Статья 1 3

Налоговая ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет Ульяновской области, в размере 0 процентов устанавливается:

1) для организаций – резидентов портовой особой экономической зоны в отношении прибыли от деятельности, осуществляемой на территории портовой особой экономической зоны, сроком на десять лет с начала налогового периода, в течение которого произошло возникновение указанной прибыли, и при условии выполнения организацией – резидентом портовой особой экономической зоны требований, предусмотренных абзацем пятым пункта 1 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации;

2) для указанных в пункте 2 статьи 25 9 Налогового кодекса Российской Федерацииналогоплательщиков– участниковрегиональных инвестиционных проектов начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учёта была получена первая прибыль от реализации товаров, произведённых в результате реализации регионального инвестиционного проекта, и до окончания срока действия специального инвестиционного контракта, но не позднее 2025 года включительно при условии, что доходы от реализации товаров, произведённых в результате реализации регионального инвестиционного проекта, составляют не менее 90 процентов всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организации в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.».

Статья 2

Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2018 года.

Губернатор Ульяновской области С.И.Морозов

Налоговая декларация по налогу на прибыль организации

Налоговая декларация по налогу на прибыль организации – это документ, который обязаны сдавать все плательщики этого налога. К ним относятся российские фирмы и иностранные компании, которые ведут свою деятельность через постоянные представительства. Не обязаны сдавать форму те лица, которые плательщиками налога на прибыль не являются. Это компании, применяющие спецрежимы.

Не сдавать декларацию могут и фирмы, не проводившие в отчетном году те или иные хозяйственные операции, в результате которых сформировалась облагаемая прибыль, а также не имеющие движения денег на расчетном счете или в кассе. Такие организации вправе представлять единую (упрощенную) налоговую декларацию.

Правила заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль на 2012 год

Изменения в декларации по прибыли от 22.03.2012 г.

Начиная с 3 квартала 2012 г. (с июля 2012 г. – если декларация представляется помесячно) декларацию нужно подавать уже по новой форме с учетом изменений, внесенных Приказом ФНС России от 22.03.2012 N ММВ-7-3/[email protected] .

Приказ № ММВ-7-3/[email protected] внес изменения фактически в каждый лист декларации, но изменения эти носят по большей части технический характер. На страницах с полями «подпись» и «дата» изменился вид полей.

Помимо прочего изменились штрих-коды на каждом листе декларации.

Приложение №1 к Листу 02 «Доходы от реализации и внереализационные доходы». Из приложения убрали строку 107 «В виде сумму корректировки прибыли вследствие методов определения для целей налогообложения соответствия цен, примененных в сделках, рыночным ценам (рентабельности), предусмотренных статьями 105.12 и 105.13 НК.

Приложение №3 к Листу 02 «Расчет суммы расходов по операциям, финансовые результаты по которым учитываются при налогообложении прибыли с учетом положений статей 264.1, 268, 275.1, 276, 279, 323 НК (за исключением отраженных в Листе 05)». Из приложения убрали строки 070, 080, 090.

Приложение №3 к Листу 02 (продолжение). Добавлены строки 211 «в том числе внереализационные доходы» и 221 «в том числе внереализационные расходы».

Приложение №4 к Листу 02 «Расчет суммы убытка или части убытка, уменьшающего налоговую базу». В приложении убраны строки 020, 030, 170, 180. В декларацию добавлены новые приложения:

  • Приложение №6 к Листу 02 «Расчет авансовых платежей и налога на прибыль организаций в бюджет субъекта Российской Федерации по консолидированной группе налогоплательщиков»;
  • Приложение №6а к Листу 02 «Расчет авансовых платежей и налога на прибыль организаций в бюджет субъекта Российской Федерации по участнику консолидированной группы налогоплательщиков без входящих в него обособленных подразделений и(или) по его обособленным подразделениям».
Налог на прибыль организации нормативные акты