Требования к эксперту по соут

Требования к эксперту по соут

Подготовка экспертов, проводящих специальную оценку условий труда

В декабре 2012 г. Президентом Российской Федерации Владимиром ПУТИНЫМ было дано поручение Правительству Российской Федерации подго­товить и внести в Государственную Думу Фе­дерального Собрания Российской Федерации проекты федеральных законов, регулирующих порядок проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах работников, а также соотношение размера страховых взносов на обязательное пенсион­ное страхование, уплачиваемых работодате­лями в отношении работников, занятых на тя­желых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, с результатами этой оценки.

Необходимость реформирования системы оценки условий тру­да работников связана, прежде всего, с неодно­значной системой установления компенсаций работникам за вредные условия труда, много­численными противоречиями в требованиях нормативных документов в сфере охраны тру­да, экономическим бременем и отсутствием должной системы мотивации работодателей на улучшение и оздоровление условий труда.

С 1 января 2014 г. вступил в силу Федераль­ный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Федеральный за­кон № 426-ФЗ). Специальная оценка условий тру­да, представляющая собой единый комплекс по­следовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных фак­торов производственной среды и трудового про­цесса и оценке уровня их воздействия на работ­ника, заменяет процедуру аттестации рабочих мест по условиям труда, тем самым приближая российский механизм оценки условий труда к ев­ропейской модели оценки профессиональных ри­сков. Принятие Федерального закона № 426-ФЗ повлекло внесение многочисленных изменений в уже действующие нормативные документы.

В соответствии со ст. 20 Федерального зако­на № 426-ФЗ к трудовой деятельности в каче­стве эксперта организации, проводящей спе­циальную оценку условий труда, допускаются лица, прошедшие аттестацию на право выпол­нения работ по специальной оценке условий труда и имеющие сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке ус­ловий труда (далее — сертификат эксперта).

Лица, претендующие на получение сертифи­ката эксперта, должны соответствовать следую­щим требованиям:

  • наличие высшего образования;
  • наличие дополнительного профессио­нального образования, содержание дополни­тельной профессиональной программы которо­го предусматривает изучение вопросов оценки условий труда в объеме не менее, чем 72 ч;
  • наличие опыта практической работы в области оценки условий труда, в том числе в области аттестации рабочих мест по условиям труда, не менее трех лет.

Необходимо отметить, что ст. 19 Федераль­ного закона № 426-ФЗ установила в числе про­чих требование к организации, проводящей специальную оценку условий труда, о наличии в ее штате не менее пяти экспертов, работаю­щих по трудовому договору и имеющих сер­тификат эксперта, в том числе не менее одно­го эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей — «врач по об­щей гигиене», «врач по гигиене труда», «врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям». Ранее действовавшая про­цедура аттестации рабочих мест по условиям труда (Приказ Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н «Об утверждении поряд­ка проведения аттестации рабочих мест по ус­ловиям труда») не предусматривала подобных требований.

Правила аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдачи сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и его аннулирования утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.07.2014 №614 (далее – Правила аттестации).

Правилами аттестации утвержден перечень документов, которые должны быть предостав­лены в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации лицами, пре­тендующими на прохождение аттестации (да­лее — заявитель):

1. заявление в произвольной форме, подписанное заявителем лично, в котором последовательно указываются следующие сведения о заявителе:

  • фамилия, имя, отчество (при наличии);
  • наименование и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя;
  • контактная информация (почтовый адрес, адрес электронной почты (при наличии), номер контактного телефона (при наличии);
  • сведения об имеющемся высшем образовании (наименование образовательной организации, проводившей обучение, направление подготовки (специальность), наименование, номер и дата выдачи документа об образовании);
  • сведения об имеющемся дополнительном профессиональном образовании (наименование организации, проводившей обучение, наименование дополнительной профессиональной программы и количество часов, предусмотренных в соответствующей дополнительной профессиональной программе на изучение вопросов оценки условий труда, номер и дата выдачи документа о квалификации);
  • сведения об опыте практической работы в области оценки условий труда (наименование работодателя, перечень работ, выполнявшихся в области оценки условий труда, стаж работы в области оценки условий труда);
  • согласие на обработку персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2. копия документа об образовании, подтверждающего наличие высшего образования;

3. копия документа о квалификации, подтверждающего наличие дополнительного профессионального образования, дополнительной профессиональной программой которого предусмотрено изучение вопросов оценки условий труда в объеме не менее чем 72 часа;

4. копия трудовой книжки и (или) документов, подтверждающих наличие опыта практической работы в области оценки условий труда.

Срок, определенный Правилами аттестации для рассмотрения Минтрудом заявле­ния и прилагаемых к нему документов, составляет 20 рабочих дней со дня их регистрации.

По результатам рассмотрения представленных заявителем документов Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации принимает решение о допуске заявителя к аттестационному испытанию или об отказе в аттестации.

Правилами аттестации определен исчерпы­вающий перечень оснований для принятия ре­шения об отказе в аттестации:

  • несоответствие заявителя установленным требованиям;
  • несоответствие представленных заявителем документов установленным требованиям или их представление не в полном объеме;
  • представление подложных документов или заведомо ложных сведений.

Аттестационное испытание проводится на русском языке в форме дистанционного тестирования. Тестирование проводится по тестовым вопросам, которые размещаются для ознакомления на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступны для ознакомления без взимания платы. Тестовые вопросы состоят из пяти частей и включают как общие вопросы по специальной оценке условий труда, так и специальные (по химическому, биологическому, физическому факторам и т.д.).

Заявитель прибывает на тестирование согласно, указанным в уведомлении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о допуске к аттестационному испытанию, дате, времени и месту для прохождения тестирования. Тестируемый должен иметь при себе уведомление и документ, удостоверяющий личность. Заявитель допускается к тестированию после удостоверения его личности уполномоченным должностным лицом, ответственным за проведение тестирования. Уполномоченное должностное лицо вправе оказывать заявителю техническую помощь в работе с системой тестирования.

Во время тестирования может осуществляться видеофиксация прохождения заявителем процедуры тестирования. В ходе проведения тестирования не допускается использование заявителем специальной, справочной и иной литературы, письменных заметок, средств мобильной связи и иных средств хранения и передачи информации. Разговоры между заявителями в процессе проведения тестирования не допускаются. При нарушении указанных требований заявитель удаляется с тестирования уполномоченным должностным лицом, ответственным за проведение тестирования. Результат прохождения таким заявителем аттестационного испытания признается неудовлетворительным.

Заявитель регистрируется в системе тестирования, используя логин и пароль доступа, указанные в уведомлении о допуске к аттестационному испытанию. При прохождении тестирования заявитель отвечает на 40 тестовых вопросов, сформированных в системе тестирования, в течение 40 минут. Заявитель выбирает один или несколько правильных, по его мнению, ответов на тестовый вопрос из нескольких предложенных в системе тестирования вариантов ответов и подтверждает свой ответ (ответы). Тестирование завершается заявителем после того, как он ответил на все вопросы теста, либо автоматически по истечении отведенного лимита времени.

Результат тестирования отображается в системе тестирования в электронном виде в форме протокола, в котором содержатся фамилия, имя и отчество (при наличии) заявителя, дата тестирования, количество правильных ответов на тестовые вопросы, итоговый результат тестирования.

Электронная форма протокола (протоколов) тестирования сохраняется в системе тестирования. Заявителю вручается копия протокола тестирования.

При наличии правильных ответов не менее чем на 36 тестовых вопросов Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации принимает решение об удовлетворительном результате прохождения аттестационного испытания. В остальных случаях Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации принимает решение о неудовлетворительном результате прохождения заявителем аттестационного испытания.

В случае неудовлетворительного результата прохождения заявителем аттестационного испытания ему предоставляется право в течение 30 дней пройти повторное тестирование, но не более 2 раз. Повторное тестирование проводится не ранее чем через 7 дней с даты последнего тестирования заявителя. Итоговое решение о результате прохождения заявителем аттестационного испытания принимается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по результатам последнего пройденного им тестирования.

По результатам аттестационного испытания Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации принимает решение об аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда (в случае удовлетворительного результата прохождения заявителем аттестационного испытания) или об отказе в аттестации (в случае неудовлетворительного результата прохождения заявителем аттестационного испытания).

Смотрите так же:  Заявление об установлении факта идентичности личности

На основании решения об аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации оформляет в течение 15 рабочих дней со дня проведения аттестационного испытания сертификат эксперта, который вручается эксперту непосредственно или направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Форма сертифика­та эксперта, технические требования к нему и инструкция по заполнению сертификата ут­верждены Приказом Министерства труда и со­циальной защиты Российской Федерации от 24.01.2014 № 32н.

Срок действия сертификата составляет пять лет с момента его выдачи или направления по по­чте заявителю. По окончании срока действия сер­тификата эксперты вновь проходят аттестацию в порядке, установленном Правилами аттестации.

В качестве оснований для аннулирования сертификата эксперта Правилами аттестации предусмотрены следующие случаи:

  • назначение в отношении эксперта административного наказания в виде дисквалификации, вступившего в законную силу;
  • установление факта представления экспертом для прохождения аттестации подложных документов или заведомо ложных сведений;
  • установление факта разглашения конфиденциальных сведений, полученных при осуществлении профессиональной деятельности и составляющих государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну.

Решение об аннулировании сертификата до­водится до сведения эксперта в течение десяти рабочих дней со дня его принятия посредством направления заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. При этом вновь получить сертификат эксперта такое лицо смо­жет не ранее чем через 3 года со дня принятия решения об аннулировании сертификата.

Реестр экспертов, в котором содержатся све­дения об экспертах и выданных (аннулирован­ных) им сертификатах, ведется Министерством труда и социальной защиты Российской Фе­дерации в порядке, установленном Приказом от 24.01.2014 № 32н.

Отмена аттестации рабочих мест по ус­ловиям труда и введение процедуры специальной оценки условий труда с ее более жесткими требованиями в отношении лиц, уполномочен­ных проводить измерения (испытания) и оцен­ку потенциально вредных и опасных производ­ственных факторов, позволит пойти по пути улучшения качества и получения наиболее до­стоверных результатов оценки условий труда. В свою очередь, результаты специальной оцен­ки условий труда, проведенной действительно квалифицированными специалистами, могут стать надежной основой для принятия рабо­тодателем адекватных и соответствующих действительности мер, направленных на реа­лизацию конституционного права работников на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Рыночная конъюнктура все больше диктует свои правила, и ведущие компании на рынке в тендерах уже сейчас предъявляют требования, в соответствии с которыми эксперты, выезжающие к ним на проведение специальной оценки условий труда, должны входить в реестр Минтруда России.

Одним из условий получения статуса эксперта в соответствии с частью 3 статьи 20 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», является наличие у претендента дополнительного профессионального образования, содержание дополнительной профессиональной программ ы которого предусматривает изучение вопросов оценки условий труда в объеме не менее 72 часов.

Акционерное общество «Клинский институт охраны и условий труда» проводит обучение лиц, претендующих на получение сертификата эксперта на право проведения специальной оценки условий труда. С начала года обучение по указанной программе Клинского института прошло порядка 200 человек, каждый из которых впоследствии успешно прошел аттестационное испытание в территориальных органах Роструда.

Продолжительность обучения по программе составляет 72 часа .

Организация обучения возможна в дистанционном формате в полном объеме либо в очно-дистанционной форме (8 часов очного обучения и 64 часа самостоятельной подготовки с применением дистанционных образовательных технологий). Слушатели, успешно завершившие обучение по программе, получают удостоверение о повышении квалификации. Обучающий курс по программе обучения лиц, претендующих на получение сертификата эксперта на право проведения специальной оценки условий труда, содержит базу нормативных правовых документов, промежуточное и итоговое тестовое испытание.

Такой подход к подаче учебно-методического материала позволяет наиболее эффективно закрепить полученные знания и быстро найти необходимую информацию. При этом, каждый обучающийся имеет возможность самостоятельно определять виды учебно-методической информации, представляющие для него практическую ценность и необходимые ему для изучения и успешного прохождения итоговой проверки знаний. Такой индивидуальный подход позволяет сэкономить время на изучении слушателем отдельных тем обучающего курса, по которым его знаний и практического опыта достаточно для успешного прохождения итогового тестового испытания.

Авторами учебного курса являются ведущие специалисты, доктора наук, члены рабочих групп Минтруда России и Минздрава России по разработке законопроектов и подзаконных актов, имеющие многолетний опыт практической работы по оценке условий труда, промышленной и пожарной безопасности, охране труда:

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ СОУТ: заложники собственной квалификации

Сложно оценить значимость проведения мероприятий в области охраны труда для нужд как работника, так и для работодателя. Фактические затраты работодателя на реализацию своих обязательств в рамках требований трудового законодательства Российской Федерации зачастую расцениваются в качестве «пустых» финансовых расходов не имеющих реального производственного воплощения. При этом работник, как правило, либо вообще игнорирует сам факт реальной защиты законодателем собственных трудовых прав, которое выражается в обязывании работодателя формировать достойные условия труда, либо принимает компенсационные «откупы», которыми незначительная часть работодателей снижает «социально-трудовую напряженность» в рабочем коллективе.

Существенное реформирование трудового законодательства в период с 2014 г. в Российской Федерации является краеугольным камнем как для работодателей, вынужденных нести потенциально большие затраты, так и для непосредственных исполнителей услуг в области охраны труда, на плечи которых, согласно утверждённым Правительством Российской Федерации федеральным законам, возложена дополнительная административная нагрузка.

Оценка условий труда, основанием для которой в период с 2014 г. является Федеральный закон от 26.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке», Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона « специальной оценке условий труда», с учетом отнесения условий труда на последствия трудовой деятельности работника (размер повышенных страховых тарифов по линии пенсионного фонда и фонда социального страхования) – дифференцирована по обязанностям между работодателем и непосредственным исполнителем (организацией, проводящей специальную оценку условий труда).

Основным участником процедуры оценки производственных факторов при проведении специальной оценки условий труда (далее по тексту -СОУТ) являются квалифицированные специалисты организаций, проводящий специальную оценку условий труда далее по тексту -эксперты).

Предметом настоящей статьи не является раскрытие нормативных требований к организациям, проводящим специальную оценку условий труда, но является рассмотрение вопросов не только нормативного обоснования деятельности непосредственных участников процедуры оценки производственных факторов (экспертов), но и вариативность в поведении указанных специалистов в различных вариантах организации процедур СОУТ.

Стоит отметить, что нормативными требованиями к указанным экспертам в части как их непосредственного статуса, так в рамках их непосредственной деятельности определены федеральным законодательством.

Согласно ст. 20 Федерального закона от 26.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке» к трудовой деятельности в качестве эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда, допускаются лица, прошедшие аттестацию на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и имеющие сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда.

При этом лица, претендующие на должность эксперта должны соответствовать следующим требованиям:

1) наличие высшего образования;

2) наличие дополнительного профессионального образования, содержание дополнительной профессиональной программы которого предусматривает изучение вопросов оценки условий труда в объеме не менее чем семьдесят два часа;

3) наличие опыта практической работы в области оценки условий труда, в том числе в области аттестации рабочих мест по условиям труда, не менее трех лет.

Стоит отметить, что в рамках требований действующего законодательства, определяющего вопросы прохождения испытаний лиц, претендующих на статус эксперта

существуют возможности для злоупотребления кандидатами в рамках получения соответствующего разрешительного документа.

Аттестация (с последующий выдачей Сертификата) на право выполнение работ по специальной оценке условий труда осуществляется Министерством труди и социальной защиты Российской Федерации.

Сертификат по форме должен соответствовать форме, утверждённой Приказом Минтруда России от 24.01.2014 г. № 32н «Об утверждении формы сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, технических требований к нему, инструкций по заполнению бланка сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и порядка формирования и ведения реестра экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда».

Сертификат подлежит выдаче Минтрудом на основании испытаний кандидата на должность эксперта согласно положениям Постановления правительства Российской Федерации от03.07.2014 г. № 614 «О порядке аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдачи сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и его аннулировании». Следует помнить, что единственным держателем Реестра экспертов, проводящих специальную оценку условий труда является Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, а сам реестр размещен на официальном интернет ресурсе указанного ведомства по адресу: http://www.rosmintrud.ru/.

Смотрите так же:  Мировой суд 44 участок

Почему важно, при проведении специальной оценке условий труда в обязательном порядке убедиться в наличии у эксперта Сертификата Минтруда России – практика организации работ в области в т.ч. специальной оценки условий труда многих компаний продемонстрировала уникальные злоупотребления в области подтверждения полномочий экспертов путем предоставления либо копий несуществующих сертификатов, либо копий подделанных сертификатов.

Существенным моментом при обнаружении работодателем подделанного сертификата — является его непосредственное обращение в органы прокуратуры и ГИТ. Соответствующие компетентные органы проводят мероприятия контроля по указанным фактам и привлекают в зависимости от последствий тяжести выявленного нарушения либо к административной, либо иной ответственности.

Действующее законодательств в области оценки профессиональных знаний и навыков потенциальных кандидатов является далеко не совершенным:

1) Оценка поступившего в Минтруд комплекта документов производится по копиям документов, подтверждающих соответствие кандидата требованиям федерального законодательства, что не исключает потенциальной подделки документов;

2) Подтверждение наличия высшего образования является очень «двусмысленным» требованиям. Стоит напомнить, что одна из редакций проекта Федерального закона «О специальной оценке» содержала требование о наличии высшего профильного образования. В случаях, когда кандидат имеет далеко не профильное образование, но является специалистом в области оценки условий труда и имеет стаж работы не менее 10 лет в указанной области – в указанном случае высшее образование, каким бы оно не было – не является препятствием. Но случаи, когда стаж работы ограничивается «поверхностным функционалом» технического сотрудника испытательной лаборатории и ограниченным набором практических знаний – являются для результатов проведения специальной оценки и в конечном счете для работодателя фатальными, т.к. могут и не советовать требованиям действующего законодательства, либо быть подготовленным по шаблонному образу.

Стоит также отметить, что специалисты, которые осуществляют оценку производственных факторов более чем 15-20 лет с привязкой к конкретной области – являются гораздо большими экспертами в области оценки нежели «молодые» эксперты по СОУТ, хотя могут и не иметь высшего образования. В этом свете стоит вспомнить, что в одной из редакции Федерального закона законодатель рассматривал возможность привлечения в качестве экспертов – в т.ч. технических экспертов отраслевых профсоюзов. К сожалению, исключение указанной

категории специалистов в целом только обострило отношении и предвзятую оценку от лица профсоюзных органов.

3) Наличие дополнительного профессионального образования и пр. – также в свете отсутствия четкой регламентации указанных требований сформировалась ситуация при которой многие учебные центры в области дополнительного образования на базе существующих программ обучения формируют общие семинары/ тренинги и пр. формы мероприятий – которые являются основание для продажи «корочек». Соответственно потенциальное обучение может быть сугубо формальным. Как показал практика – могут быть выданы удостоверения экспертам без проведения обучения при условии оплаты. Проверки Государственной инспекции труда в период августа –октября 2014 г. (отчеты о проведении контрольных –надзорных мероприятий опубликованы на официальных сайта ГИТ по регионам, либо на сайте Роструда России) показали, что многие эксперты при наличии формального образования исключались из указанного статуса, а их работы по оценке СОУТ подвергались сомнению и аннулированию.

4) Наличие опыта практической деятельности в области оценки условий труда – стоит обратить внимание, что формализация процедур подтверждения опыта работы через трудовые книжки и гражданско-правовые договора создает комплекс возможностей для недобросовестных кандидатов в эксперты. В чем и как могут быть сложности:

— т.к. предоставляется копия трудовой книжки – возможны варианты подделки указанного документа, т.к. нет нормативно установленных механизмов проверки;

— предоставление гражданско-правового договора – не свидетельствует о наличии реальных обязательств по указанному договору, что формирует фиктивность документа, призванного подтвердить стаж.

По окончанию испытаний кандидатов на эксперта в области оценки условий труда — Минтрудом формируются личные дела указанных специалистов. Остается надеется, что соответствующее ведомство разработает механизмы реальной проверки представленных документов. Стоит отметить, что при прохождении кандидатом испытаний на эксперта в области специальной оценки условий труда возможны случаи прохождения экзамена специалистами фактически не соответствующими по реальному состоянию дел заявленным требованиям.

Указанные потенциальные возможности и недоработки являются потенциальными рисками для конечного пользователя результатами специальной оценки условий труда – работодателя, т.к. уровень квалификации эксперта может далеко не соответствовать реальным потребностям работодателя (с учетом отрасли и пр.). Указанные моменты создают возможности в получении звания эксперт, лицами «далекими» от профессиональной деятельности в области оценки производственных факторов.

Следует помнить, что в рамках проведения работ и подвижного законодательства в области труда в Российской Федерации эксперты вынуждены обращать внимание на свой практический опыт, т.к. зачастую руководящие нормативно –правовые акты в области санитарно-гигиенических требований вызывают больше противоречий при их применение чем вносят ясность в оценку.

При этом необходимо понимать, что основным залогом потенциальных злоупотребления – в том числе являются и положения ст. 27 Федерального закона от 26.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке», согласно которым обязанности экспертов организаций, аттестат аккредитации испытательных лабораторий которых завершается в 2015 -2016 гг. вправе выполнять лица, работающие в этих организациях по трудовому договору и допущенные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (Федеральный закон от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»), к работе в испытательных лабораториях (центрах), по состоянию на день вступления в силу Федерального закона «О специальной оценке».

Почему существенно важна для работодателя техническая компетентность эксперта по специальной оценке условий труда, причин несколько:

1) Компетентность в проведении процедур специальной оценки;

2) Компетентность в произведенных выводах.

Следует отметить, что при проведении процедур в области специальной оценке условий труда эксперт не являясь членом Комиссии работодателя по проведению специальной оценки условий труда и действуя исключительно на основании федерального законодательства в области специальной оценки условий труда – обязан придерживаться исключительно собственного профессионального мнения. Федеральный закон от 26.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке» в ст. 22 дал четкое определение статуса независимости экспертов при проведении необходимых процедур в области оценки производственных факторов. При этом оценка производственных факторов как в процессе идентификации вредны и (или) опасных производственных факторов осуществляется экспертом в соответствии с положениями Приказа Минтруда России от 24.01.2014 г. № 33н «Об утверждении методики проведения специальной оценки условий труда, классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда по ее заполнению».

Стоит отметить, что основным функционалом эксперта в рамках специальной оценки условий труда, в зависимости от того насколько структурирована деятельность организации, проводящей специальную оценку условий труда (либо сам эксперт от начала до конца осуществляет оценку производственных факторов, либо эксперт привлекает иных сотрудников испытательной лаборатории для технических работ) заключается в следующем:

— проведение идентификации вредны и (или) опасных производственных факторов с предоставлением Комиссии по специальной оценки условий труда — заключения по результатам идентификации;

— определяет перечень производственных факторов, подлежащих инструментальным замерам в рамках процедуры проведения специальной оценки условий труда с предоставлением соответствующих рекомендаций Комиссии по специальной оценки условий труда;

— определяет время каждой технологической операции СОУТ;

— проводит инструментальные измерения вредных и (или) опасных производственных факторов;

— дает заключение о возможности использования материалов производственного контроля

-предоставляет Комиссии по специальной оценке условий труда рекомендации по возможности снижения класса условий труда за счет оценки эффективности применения СИЗ;

— осуществляет анализ материалов по результатам инструментальных замеров с отнесением соответствующих результатов к соответствующему классу условий труда

— формирует заключение для Отчета по СОУТ.

Следует помнить, что в рамках прав, допущенных согласно Федеральному закону «О специальной оценке условий труа» у работодателя, Комиссии по специальной оценки условий руда, работников – имеется право:

— на непосредственное обращение к эксперту за получение обоснования выданных результатов, что относится как к заключениям экспертов, так и к отчетам либо иной деятельности эксперта в рамках проведения специальной оценки условий труда;

— на обжалование действий и документов, выданных экспертами в период проведения работ по специальной оценки условий труда в рамках жалоб в Минтруда и Прокуратуру, либо в Роструд России.

Последствия некорректного подхода эксперта к оценке производственных факторов является основанием для привлечения указанного лица к административной ответственности в рамках положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (). Размер административного штрафа может составлять до 80 000 руб. При этом следует помнить, что наличие существенного количества штрафных санкций по одному и тому же эксперту – приведет в конечном итоге отзыве Минтрудом, выданного на данного эксперта Сертификата.

Смотрите так же:  Ликвидация аварии на чернобыльской аэс

Несмотря на многие из вышеизложенных проблемы – следует помнить, что бдительность работодателя, корректный выбор эксперта и организаций проводящей специальную оценку условий труда – являются залогом получения не только корректных, но и конструктивны и реальных результатов.

В качестве рекомендаций по проверке статуса эксперта и оценке деятельности эксперта:

Проверка правового статуса эксперта:

1) Необходимо проверять данные по статусу Сертификата эксперта на сайте Минтруда России;

2) Необходимо запрашивать нотариально заверенную копию Сертификата.

3) Необходимо запрашивать копии трудовых книжек экспертов и выписки из штатного расписания с приложением копий приказом о приеме на работу;

4) Необходимо, при наличии оснований в квалификации эксперта – обращаться в ГИТ.

Оценка деятельности эксперта:

1) Необходимо письменно запрашивать обоснования сделанных экспертом выводов;

2) При наличии препятствий инициированных экспертов обжаловать действия эксперта в ГИТ, Роструд;

3) Оценивать результата путем обращения в органы государственной экспертизы (при этом необходимо руководствоваться положениями:

— Приказ Минтруда России от 12.08.2014 г. № 549н «Об утверждении порядка проведения государственной экспертизы условий труда»;

— Приказ Минтруда России от 22.09.2014 г. № 652н «Об утверждении порядка рассмотрения разногласий по вопросам проведения государственной экспертизы качества условий труда, несогласия работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, работодателей, их объединений, страховщиков, территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, с результатами экспертизы качества специальной оценки условий труда».

Сопровождение
предприятия
по охране труда

Аттестация экспертов на право проведения СОУТ

Чтобы получить допуск к деятельности в качестве эксперта организации, проводящей СОУТ необходимо:

  • иметь высшее образование;
  • иметь дополнительное профессиональное образование, содержание дополнительной профессиональной программы которого предусматривает изучение вопросов оценки условий труда в объеме не менее чем семьдесят два часа;
  • иметь опыт практической работы в области оценки условий труда, в том числе в области аттестации рабочих мест по условиям труда, не менее трех лет

Основные шаги и процедуры по допуску к деятельности в качестве эксперта организации, проводящей СОУТ

1. Повышение квалификации на курсах в объеме 72 часа

1.1. Для допуска к аттестационным испытаниям лицо, претендующее на получение сертификата (заявитель) должно пройти повышение квалификации в образовательном учреждении с соблюдением следующих основных условий:

  • образовательное учреждение должно иметь лицензию на осуществление образовательной деятельности;
  • дополнительная профессиональная программа должна предусматривать изучение вопросов оценки условий труда в объеме не менее чем семьдесят два часа;
  • дополнительная профессиональная программа должна быть лицензирована;

2. Подача в Минтруд России заявления о допуске к деятельности в качестве эксперта организации, проводящей СОУТ

2.1. Заявление должно содержать следующие сведения:

  • фамилия, имя, отчество (при наличии);
  • наименование и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя;
  • контактная информация (почтовый адрес, адрес электронной почты (при наличии), номер контактного телефона (при наличии);
  • сведения об имеющемся высшем образовании (наименование образовательной организации, проводившей обучение, направление подготовки (специальность), наименование, номер и дата выдачи документа об образовании);
  • сведения об имеющемся дополнительном профессиональном образовании (наименование организации, проводившей обучение, наименование дополнительной профессиональной программы и количество часов, предусмотренных в соответствующей дополнительной профессиональной программе на изучение вопросов оценки условий труда, номер и дата выдачи документа о квалификации);
  • сведения об опыте практической работы в области оценки условий труда (наименование работодателя, перечень работ, выполнявшихся в области оценки условий труда, стаж работы в области оценки условий труда);
  • согласие на обработку персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2.2. К заявлению прилагаются:

  • копия документа об образовании, подтверждающего наличие высшего образования;
  • копия документа о квалификации, подтверждающего наличие дополнительного профессионального образования, дополнительной профессиональной программой которого предусмотрено изучение вопросов оценки условий труда в объеме не менее чем 72 часа;
  • копия трудовой книжки и (или) документов, подтверждающих наличие опыта практической работы в области оценки условий труда.

2.3. Заявление может быть представлено в Минтруд России на бумажном носителе лично или направлено заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в виде электронного документа посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций).

2.4. В случае направления заявления в виде электронного документа оно должно быть подписано видом электронной подписи, который установлен законодательством Российской Федерации для подписания таких документов.

3. Рассмотрение Заявления и принятие решения Минтрудом России

3.1. Минтруд России рассматривает поступившее заявление в течение 20 рабочих дней со дня его регистрации:

3.2. Основанием для принятия решения об отказе в аттестации является:

  • несоответствие заявителя требованиям Правил аттестации на право выполнения работ по СОУТ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.07.2014 N 614;
  • несоответствие представленных заявителем документов требованиям, указанным в пункте 6 Правил , или их представление не в полном объеме;
  • представление подложных документов или заведомо ложных сведений.

3.3. В случае отказа в аттестации из-за несоответствия представленных документов требованиям Правил, заявитель вправе после его устранения повторно подать документы в общем порядке:

3.4. В случае допуска к аттестации заявитель получает от Минтруда России уведомление о допуске, которое содержит фамилию, имя и отчество заявителя, информацию о дате, времени и месте проведения аттестации, а также логин и пароль доступа к системе тестирования.

4. Прохождение аттестационного испытания в форме дистанционного тестирования

4.1. Заявитель должен прибыть в указанные в уведомлении дату, время и место для прохождения тестирования, имея при себе уведомление и документ, удостоверяющий личность

4.2. По письменному заявлению заявителя тестирование может быть перенесено в иные дату и время.

4.3. В случае неявки заявителя в дату, время и место, установленные для прохождения тестирования, и непредставления им мотивированного заявления, Министерство принимает решение о неудовлетворительном результате прохождения заявителем аттестационного испытания.

4.4. При прохождении тестирования заявитель отвечает на 40 тестовых вопросов, сформированных в системе тестирования, в течение 40 минут.

4.5. Тестирование завершается заявителем после того, как он ответил на все вопросы теста, либо автоматически по истечении отведенного лимита времени.

4.6. Решение об удовлетворительном результате прохождения аттестационного испытания принимается при наличии правильных ответов не менее чем на 36 тестовых вопросов.

4.7. В случае неудовлетворительного результата аттестационного испытания заявителю предоставляется право в течение 30 дней пройти повторное тестирование, но не более 2 раз. Повторное тестирование проводится не ранее чем через 7 дней с даты последнего тестирования заявителя.

4.8. Итоговое решение о результате прохождения аттестационного испытания принимается Минтрудом России по результатам последнего пройденного заявителем тестирования.

4.9. Минтруд России информирует заявителя об отказе в аттестации в течение 15 рабочих дней со дня проведения аттестационного испытания посредством направления ему соответствующего уведомления.

5. Обжалование решений Минтруда России

5.1. Заявитель направляет в комиссию по рассмотрению апелляций на результаты аттестации соответствующую апелляцию, содержащую мотивированное обоснование своей позиции.:

5.2. К рассмотрению комиссией не принимаются апелляции в отношении содержания и структуры вопросов и в отношении нарушения заявителем порядка проведения аттестации.

5.3. Комиссия рассматривает апелляцию в течение 3 месяцев со дня ее поступления, принимает решение о ее удовлетворении или отклонении и информирует о принятом решении лицо, подавшее апелляцию.

6. Оформление сертификата Минтрудом России

6.1. Минтруд России оформляет в течение 15 рабочих дней со дня проведения аттестационного испытания сертификат эксперта, который вручается эксперту непосредственно или направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

6.2. Срок действия сертификата эксперта составляет 5 лет со дня его выдачи.

6.3. В случае изменения фамилии, имени, отчества эксперт обращается Минтруд России с заявлением о переоформлении сертификата.

6.4. В случае утраты сертификата, эксперт вправе обратиться в Минтруд России с заявлением о предоставлении дубликата сертификата.

7. Аннулирование сертификата Минтрудом России

7.1. Сертификат эксперта может быть аннулирован по решению Минтруд России в случае:

  • назначения в отношении эксперта административного наказания в виде дисквалификации, вступившего в законную силу;
  • установления факта представления экспертом для прохождения аттестации подложных документов или заведомо ложных сведений;
  • установления факта разглашения конфиденциальных сведений, полученных при осуществлении профессиональной деятельности и составляющих государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну.

7.2. Минтруд России в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании сертификата направляет эксперту уведомление заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

7.3. Лицо, сертификат которого аннулирован, вправе представить документы для прохождения аттестации не ранее чем через 3 года со дня принятия Минтрудом России решения об аннулировании сертификата.

Требования к эксперту по соут