Налог на транспортное средство 2009

Оглавление:

Транспортный налог: вопрос-ответ

Ответ:
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона Республики Марий Эл от 28.11.2002 № 25-З «О транспортном налоге» налоговая ставка для грузовых автомобилей с мощностью двигателя свыше 200 л.с. до 250 л.с. включительно установлена в размере 65 руб. с каждой лошадиной силы.
Таким образом, годовая сумма транспортного налога в случае владения транспортным средством в течение всего календарного года для собственника транспортного средства марки КАМАЗ-5320 мощностью двигателя 210 л.с. составит 13650 руб.

Вопрос:
Имеют ли инвалиды 2 и 3 группы льготы по транспортному налогу? Автомобиль был приобретен за собственные средства и специальными средствами для инвалидов не оборудован. Есть информация, что согласно Письму Минфина России от 08.07.2004 №03-06-11100, инвалид имеет право на льготу по транспортному налогу независимо от того, установлено ли специальное оборудование, а также независимо его способа приобретения.

Ответ:
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации не являются объектом налогообложения транспортным налогом автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке.
Следовательно, если транспортное средство специально не оборудовано для использования инвалидом, то данное транспортное средство признается объектом налогообложения транспортным налогом.
Принимая во внимание факт владения вами транспортным средством, специально не оборудованном для использования инвалидом, а также то, что Законом Республики Марий Эл от 28.11.2002 № 25-З «О транспортном налоге» налоговых льгот по уплате транспортного налога физическим лицам, которые являются инвалидами 2 и 3 групп, не предоставлено, вы признаетесь налогоплательщиком транспортного налога на общих основаниях и обязаны уплачивать транспортный налог.
Обращаем ваше внимание, что письмо Минфина России от 08.07.2004 № 03-06-11/100 дает разъяснения именно по вопросу признания или непризнания транспортных средств объектом налогообложения транспортным налогом.

Кто платит транспортный налог?

Кто обязан платить транспортный налог?

На основании статьи 357 Налогового кодекса, плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Кодекса.

Куда платить налог?

Уплата транспортного налога производится по месту нахождения транспортных средств в сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. Налогоплательщики – физические лица, должны уплачивать транспортный налог на основании налогового уведомления, которое направляет налоговый орган.

Какой документ является основным для определения «лошадиных сил» в целях исчисления налога?

Именно паспорт транспортного средства будет служить основанием для определения «лошадиных сил».

Срок использования автомобиля на размер налога не влияет

Очень часто владельцы своих «железных коней» спрашивают, а должны ли они платить транспортный налог, если, например, в зимнее время автомобиль находился в гараже? Независимо от того, сколько времени в году автомобиль находился на дороге, его владелец будет обязан платить транспортный налог. Обязанность уплачивать транспортный налог прекратится только тогда, когда транспортное средство будет снято с учета.

Транспортный налог для иностранца

Для того, чтобы ответить на вопрос – является ли иностранное лицо плательщиком транспортного налога, обратимся к письму Минфина № 03-05-05-01/03 от 19.01.2009 г., в котором указывается, что уплата транспортного налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств (ст. 363 Налогового кодекса). В настоящем письме идет речь об уплате транспортного налога иностранной организацией, а именно: если государственная регистрация транспортных средств осуществляется на территории Российской Федерации, то у иностранной организации возникает обязанность по уплате транспортного налога. Но все равно, можно сделать вывод, что обязанность по уплате транспортного налога зависит от места регистрации транспортного средства.

Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14 мая 2009 г. N Ф09-2987/09-С3 Обществу неправомерно доначислены транспортный налог и соответствующие пени, поскольку из паспорта транспортного средства наименование транспортного средства указано как "грузовой фургон", однако спорный автомобиль может использоваться как специальный фургон, о чем свидетельствует указание в строке паспорта на наличие в фургоне нескольких посадочных мест, в органах ГИБДД автомобиль классифицируется как автомобиль легковой и относится к категории "В", следовательно, налогоплательщиком правомерно исчислен транспортный налог исходя из налоговой ставки, установленной для легковых автомобилей (извлечение)

Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 14 мая 2009 г. N Ф09-2987/09-С3

Дело N А50-15031/2008-А3

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Глазыриной Т.Ю., судей Дубровского В.И., Гусева О.Г.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Чайковскому Пермского края (далее — инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Пермского края от 15.12.2008 по делу N А50-15031/2008-А3 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2009 по тому же делу.

В судебном заседании принял участие представитель Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (открытое акционерное общество) в лице Чайковского отделения N 1675 (далее — общество, налогоплательщик) Глухов А.В. (доверенность от 16.04.2009 б/н).

Представитель инспекции, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенной надлежащим образом путем направления в ее адрес копии определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явился.

Общество обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 10.06.2008 N 28709 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением суда от 15.12.2008 (судья Аликина Е.Н.) требования общества удовлетворены. Признано недействительным решение инспекции от 10.06.2008 N 28709 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2009 (судьи Голубцов В.Г., Сафонова С.Н., Борзенкова И.В.) решение суда оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение налогоплательщиком ст. 361 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), ст. 211 Закона Пермской области от 30.08.2001 N 1685-296 «О налогообложении в Пермской области» (далее — Закон Пермской области от 30.08.2001 N 1685-296). Налоговый орган указывает на занижение налогоплательщиком налоговой базы по транспортному налогу в результате неправильного применения налоговой ставки при расчете транспортного налога на автомобиль ГАЗ-2752(С456ХК). По мнению налогового органа, в целях налогообложения данное транспортное средство, должно классифицироваться по Общероссийскому классификатору основных фондов , утвержденному Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359 (далее — ОКОФ) по коду 153410020 — грузовой автомобиль общего назначения, фургон.

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду статья 21 Закона Пермской области от 30 августа 2001 г. N 1685-296 «О налогообложении в Пермской области»

Как следует из материалов дела, инспекцией по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации по транспортному налогу за 2007 год принято решение от 10.06.2008 N 28709 о привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 335 руб. 89 коп. , доначислении транспортного налога в сумме 1679 руб. 44 копт, начислении пеней в сумме 62 руб. 56 коп.

Считая указанное решение инспекции незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя требования общества, суды исходили из того, что налогоплательщиком верно исчислен транспортный налог за 2007 год с применением налоговой ставки с учетом отнесения спорного транспортного средства к легковым автомобилям.

В силу ст. 356 Кодекса транспортный налог (далее в настоящей главе — налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных Кодексом , порядок и сроки его уплаты.

Исчисление и уплата транспортного налога в Пермском крае производится в соответствии с Кодексом и гл. 6 Закона Пермской области от 30.08.2001 N 1685-296 в редакции Закона Пермской области от 29.11.2002 N 472-85.

Из п. 1 ст. 361 Кодекса следует, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.

В соответствии с п. 1 , 2 ст. 362 Кодекса налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено данной статьей.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися организациями, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода.

Согласно ст. 22 Закона Пермской области от 30.08.2001 N 1685-296 ставки транспортного налога составляют в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силой) свыше 100 до 150 л.с. 19 руб., грузовых автомобилей с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силой) свыше 100 до 150 л.с. — 31 руб.

Согласно п. 28 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденном Приказами Министерства Внутренних Дел Российской Федерации N 496, Минпромэнерго Российской Федерации N 192, Министерства экономического развития Российской Федерации N 34 от 23.06.2005 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 29.06.2005 N 6842) по строке 4 паспорта транспортного средства указывается категория транспортного средства, которая соответствует Конвенции о дорожном движении , принятой на конференции ООН по дорожному движению в Вене 08.11.1968 и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974.

Типы транспортных средств, указанные в Одобрении типа транспортного средства ( Постановления Госстандарта РФ от 01.04.1998 N 19 «О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов») адаптированы к понятиям, содержащимся в классификации, приведенной в Конвенции .

Судами установлено, что согласно строке 4 паспорта транспортного средства, автомобиль ГАЗ-2752 (С456ХК) имеет категорию «В».

Согласно Конвенции к данной категории относятся автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми.

Вместе с тем, в таблице, содержащейся в приложении N 3 к Положению о паспортах транспортных средств, к категории «В» помимо указанных транспортных средств относятся механические транспортные средства, сконструированные так, что они включают жилой отсек (автомобиль — дом); механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонн.

Категория «В» означает, что транспортное средство может быть отнесено как к механическому транспортному средству для перевозки пассажиров, то есть к легковому, так и к грузовому транспортному средству.

Смотрите так же:  Иск об обязании предоставить жилое помещение образец

Как следует из паспорта транспортного средства наименование (тип) транспортного средства ГАЗ-2752 (С456ХК) указан как «грузовой фургон цельнометаллический». Однако спорное транспортное средство может использоваться как специальный фургон, о чем свидетельствует указание в строке 3 паспорта транспортного средства на наличие в фургоне семи посадочных мест.

В ответе от 08.12.2008 на запрос органов ГИБДД Отдела внутренних дел по городу Чайковскому разъяснено, что автомобиль ГАЗ-2752 классифицируется как автомобиль легковой и относится к категории «В» по типу транспортного средства «фургон».

Следовательно, налогоплательщиком правомерно исчислен транспортный налог за 2007 год исходя из налоговой ставки, установленной для легковых автомобилей.

Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о неправомерном привлечении инспекцией общества к ответственности, доначислении ему транспортного налога и начислении пеней.

Довод налогового органа о классификации транспортного средства в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов подлежит отклонению, поскольку он предназначен не для целей налогообложения, а для учета и статистики основных средств, вследствие чего определения и термины, используемые в нем, соответствуют значениям, применяемым в отраслях промышленности, и несопоставимы с наименованиями объектов налогообложения транспортным налогом ( Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда от 18.09.2007 N 5336/07).

Основания для переоценки доказательств, подтверждающих вышеуказанные обстоятельства, у суда кассационной инстанции отсутствуют в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Нормы материального права применены судами правильно, выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене судебного акта, не выявлено.

С учетом изложенного и исходя из конкретных фактических обстоятельств дела, установленных судами, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь ст. 286 , 287 , 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:

решение Арбитражного суда Пермского края от 15.12.2008 по делу N А50-15031/2008-А3 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Чайковскому Пермского края — без удовлетворения.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Расчет транспортного налога

Транспортный налог был введен в действие 1 января 2003 года, налог взимается с владельцев зарегистрированных транспортных средств в местный бюджет, так как относится к региональным налогам. Величина транспортного налога, порядок и сроки его уплаты, формы отчётности а также налоговые льготы устанавливают органы исполнительной власти субъектов РФ, однако объект налогообложения, порядок определения налоговой базы, налоговый период, порядок исчисления налога и пределы налоговых ставок определяются Федеральным законодательством.

Объект налогообложения транспортного налога

Транспортный налог взимается с зарегистрированных в установленном порядке транспортных средств: автомобилей, мотоциклов, мотороллеров, автобусов, самоходных машин и механизмов на пневматическом и гусеничном ходу а также различных видов воздушного и водного транспорта.

Обязанность по уплате транспортного налога возложена на владельцев ТС, на имя которых эти транспортные средства зарегистрированы. Необходимость уплаты транспортного налога не зависит от состояния транспортного средства, поэтому, водитель старых «Жигулей», давно гниющих где-нибудь на пустыре или во дворе жилого дома, обязан заплатить налог наравне с водителем нового автомобиля. Чтобы избавить себя от лишних трат, владельцу такой авторухляди необходимо обратиться в подразделение ГИБДД по месту жительства с заявлением о снятии автомобиля с учёта.

В непростой ситуации оказываются и автовладельцы, продавшие автомобиль по доверенности. По закону, именно они являются владельцами транспортных средств и обязаны платить предусмотренные сборы. Между тем, закон чётко прописывает действия в подобной ситуации. Если доверенность была выдана до 30 июля 2002 г., то платить транспортный налог будет указанное в доверенности лицо. Для этого официальному владельцу транспортного средства необходимо подать в налоговую инспекцию по месту жительства уведомление, в котором должны быть указаны:

1) Ф.И.О. лица, на которого зарегистрировано транспортное средство и которое представляет уведомление;

2) Марку и тип транспортного средства;

3) Ф.И.О. лица, которому передано транспортное средство на основании доверенности;

4) Доверенность и переданные по ней права в отношении транспортных средств;

5) Ф.И.О. нотариуса (в случае нотариального заверения доверенности).

К уведомлению должны быть приложены документы, подтверждающие дату приобретения машины: договор купли-продажи и документы, подтверждающие оплату, справка-счет и факт передачи ТС (транспортного средства) – расписка в получении транспортного средства, документ, выдаваемый перевозчиками при отправке транспортных средств получателю а также доверенность или её копия.

Расчёт транспортного налога

С транспортных средств, оборудованных двигателем, транспортный налог берётся с каждой лошадиной силы.

Транспортный налог рассчитывается путём умножения установленного коэффициента на количество лошадиных сил. Если на транспортное средство в ходе ремонта или замены вышедшего из строя агрегата установлен двигатель иной мощности, чем указано в технической характеристике, владелец такого автомобиля должен обратиться в подразделение ГИБДД по месту регистрации транспортного средства с заявлением о необходимости изменений в техпаспорте. После этого, транспортный налог будет рассчитываться исходя из фактической мощности двигателя.

Юридические лица рассчитывают транспортный налог самостоятельно а за физических лиц его рассчитывает налоговая инспекция.

Налоговые льготы по транспортному налогу

В соответствии с федеральным законодательством, транспортный налог не взимается со следующих видов транспортных средств:

1. Легковые автомобили с ручным управлением для инвалидов а также обычные автомобили с двигателем мощностью менее 100 л.с., полученные через органы социальной защиты населения;

2. Автомобили Минобороны России, органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы МЧС России, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

3. Транспортные средства, находящиеся в розыске. (Для освобождения от уплаты налога владелец транспортного средства должен представить в налоговую инспекцию справку из милиции о том, что автомобиль угнан и находится в розыске. В данной справке должна быть указана дата обращения в органы милиции);

В дополнение к федеральному списку, столичное законодательство освобождает от уплаты транспортного налога следующие категории автовладельцев:

1. Герои Советского Союза, Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы – за одно транспортное средство, зарегистрированное на них;

2. Владельцы легковых автомобилей с мощностью двигателя до 70 л.с. включительно;

3. Организации, оказывающие услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом при условии, что данная перевозка осуществляется по единым тарифам за проезд, установленным органами исполнительной власти г. Москвы с учётом предоставления всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке – на транспортные средства, используемые для вышеуказанных целей (кроме такси)

Порядок оплаты транспортного налога

Уведомление об уплате транспортного налога в виде заполненной квитанции налоговая инспекция направляет владельцу транспортного средства по почте заказным письмом. Владелец транспортного средства обязан заплатить данный налог в течение 30 дней с момента получения указанного уведомления.

Однако, налог считается региональным, поэтому каждый субъект Федерации свободен вводить особые распоряжения. Так, в Москве из-за большого количества автомобилистов и недостаточного штата налоговых агентов некоторые водители уже второй год не получали заказного письма. Владелец транспортного средства должен самостоятельно явиться в налоговую инспекцию и получить квитанцию для оплаты в отделении Сбербанка. Но руки, как обычно, «доходят» не у всех.

В результате, выплаты по транспортному налогу составляют только 50% от предполагаемых сумм. Это наталкивает правительство на мысль вернутся к старой схеме, когда квитанция об оплате транспортного налога была необходима для прохождения государственного технического осмотра.

Хронология изменений транспортного налога в РФ

01.01.2003 Вступила в силу первая редакция закона о транспортном налоге, закрепленная в главе 28 «Транспортный налог» части второй НК РФ

12.11.2009 Государственная Дума в третьем чтении приняла законопроект, согласно которому базовая ставка транспортного налога увеличилась в два раза. Согласно новому закону, базовые ставки транспортного налога стали:

до 100 л.с. – 10 руб.

от 100 л.с. до 150 л.с. – 14 руб.

от 150 л.с. до 200 л.с. – 20 руб.

от 200 л.с. до 250 л.с. – 30 руб.

свыше 250 л.с. – 60 руб.

Но не стоит забывать, что власть на местах может очень гибко изпользовать данные стандарты, начиная от увеличения базовой ставки в 5 раз до уменьшения ее в 10 раз, таким образом, каким будет налог на местах неизвестно, возможно в Санкт-Петербурге транспортный налог уменьшат, а в Москве транспортный налог наоборот увеличат. К тому же неизвестно, успеют ли регионы оформить все необходимые документы до 1 января, так что вполне возможно, что ставка останется прежней.

Помимо этого, не стоит забывать, что желающие уклониться от уплаты налога вполне могут менять транзитные номера раз в 21 день, или не менять их вовсе, ведь штраф за просрочненные транзитные номера составляет на данный момент все-навсего 100 рублей.

12.11.2009 Государственный совет республики Коми вынес решение о повышении транспортного налога, однако хотя закон вступает в силу с 2010 года, фактически увеличенный налог автовладельцы заплатят только в 2011 году, при этом повышение коснулось всех автомобилей кроме грузовых с мощностью двигателя менее 200 л.с.

Так же осталась без изменения ставка ставка транспортного налога по яхтам и гидроциклам, однако тут нет ничего неожиданного — по данным видам транспортных средств она итак превышает все разумные нормы. А вот автомобили с мощностью менее 100 л.с. разделили, добавив дополнительную градацию, за автомобиль мощностью до 70 л.с. ставка транспортного налога составит 5 рублей, а от 71 до 85 л. с. — 10 рублей, от 86 до 100 лошадиных сил — 15 рублей. таким образом, на сособо мощные автомобили ставка транспортного налога может вырасти вдвое.

16.11.2009 Власти Самарской области заявили, что не собираются повышать транспортный налог чтобы не повышать уровень социальной напряженности в регионе.

16.11.2009 По заявлению Валентины Матвиенко, в Санкт-Петербурге не будут повышать транспортный налог, по ее мнению это подорвет позиции итак ослабленных кризисом транспортных компаний

17.11.2009 Борис Грызлов заявил, что решение о повышении транспортного налога необходимо пересмотреть, по его мнению необходимо вернуться к старой ставке транспортного налога, оставив право его увеличения или уменьшения на усмотрение местных властей. В этом его поддержали члены Совета Федерации, таким образом скорее всего законопроект в данной редакции не получит одобрения верхней палаты парламента.

18.11.2009 Совет Федерации отклонил законопроект

20.11.2009 Согласительная комиссия, созданная для изменения законопроекта по транспортному налогу решила сохранить базовую ставку налога, но при этом вдвое увеличить возможность ее увеличения на местах. Таким образом, регионам будет разрешено не только уменьшать базовые ставки транспортного налога в десять раз, но и также увеличивать их в 10 раз, а не в пять раз, как было указано в изначальном варианте законопроекта принятого Государственной Думой 12 ноября.

24.11.2009 Комитет по промышленной политике рекомендовал Совету Федерации одобрить законопроект от 20 ноября в редакции согласительной комиссии.

25.11.2009 Совет Федерации одобрил законопроект в новой редакции, таким образом по сравнению с предыдущей редакцией закона, вступившей в силу 01.01.2003 произошло изменение максимального увеличения налога в регионах в два раза, однако однозначной реакции местных властей на это пока нет, в любом случае транспортный налог будут повышен не ранее 2010 года.

Смотрите так же:  1 февраля договор

16 11 2010 года Государственная Дума приняла законопроект, согласно которому базовая ставка транспортного налога уменьшилась в два раза. Так, для легковой машины с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил включительно налог сокращается до 2,5 рубля с 5,0 рублей за одну лошадиную силу, для машин мощностью от 100 до 150 лошадиных сил включительно — до 3,5 рублей с 7,0 рублей, от 150 до 200 лошадиных сил — до 5,0 рублей с 10,0 рублей, от 200 до 250 лошадиных сил — до 7,5 рубля с 15,0 рублей, свыше 250 лошадиных сил — до 15,0 рублей с 30,0 рублей. При этом для легковых автомобилей мощностью до 150 лошадиных сил включительно регионам предоставляется право самим устанавливать пониженные ставки транспортного налога вплоть до нулевой.

Дополнительно о транспортном налоге в Москве

В Москве транспортный налог регулируется Законом г.Москвы от 9 июля 2008 г. N 33 «О транспортном налоге».

Приведем налоговые ставки для легковых автомобилей, вступающие в силу в Москве с 01.01.2009г.:

Мощность двигателя Налоговая ставка (руб)

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 7

свыше 100 л.с. до 125 л.с. (свыше 73,55 кВт до 91,94 кВт) включительно 20

свыше 125 л.с. до 150 л.с. (свыше 91,94 кВт до 110,33 кВт) включительно 30

свыше 150 л.с. до 175 л.с. (свыше 110,33 кВт до 128,7 кВт) включительно 38

свыше 175 л.с. до 200 л.с. (свыше 128,7 кВт до 147,1 кВт) включительно 45

свыше 200 л.с. до 225 л.с. (свыше 147,1 кВт до 165,5 кВт) включительно 60

свыше 225 л.с. до 250 л.с. (свыше 165,5 кВт до 183,9 кВт) включительно 75

свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) 150

Расчет транспортного налога осуществляется произведением налоговой ставки на мощность двигателя:

Горячая линия: Транспортный налог

На вопросы читателей «УНП» отвечает Елена Курочкина, главный государственный налоговый инспектор отдела налогообложения физических лиц УФНС России по Санкт-Петербургу.

По машинам на учете в одной инспекции сдаем одну декларацию

– На организацию зарегистрированы три автомобиля по одному адресу. Сколько деклараций надо сдавать?

– Организации представляют отчетность по транспортному налогу в ту инспекцию, на территории которой зарегистрированы транспортные средства (п. 3 ст. 80 НК РФ). На основании пункта 5 статьи 83 Налогового кодекса местом нахождения для автотранспортных средств признается место госрегистрации, а при отсутствии такового – место нахождения (жительства) собственника. При наличии нескольких объектов налогообложения, находящихся на территории разных муниципальных образований, отнесенных к ведению одной инспекции, в которой компания стоит на учете по месту нахождения транспортных средств, заполняется одна декларация (п. 7 раздела III Порядка заполнения налоговой декларации, утвержденного приказом Минфина России от 13.04.06 № 65н).

Платим за время владения автомобилем

– Я купил машину в октябре 2008 года. Сейчас мне прислали квитанцию на оплату за весь прошлый год.

– Согласно статье 362 Налогового кодекса сумму транспортного налога, подлежащую уплате физическими лицами, исчисляют налоговые инспекции на основании сведений, полученных из органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств. Сумма налога (в 2009 году транспортный налог платится за 2008 год), исчисляется в отношении каждого автомобиля как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. В случае регистрации или снятия с учета транспортного средства в течение налогового периода налог исчисляется с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых машина была зарегистрирована на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц постановки на учет, а также месяц снятия с регистрации принимается за полный месяц.

Таким образом, за прошлый год вам должны были исчислить транспортный налог исходя из срока владения автомобилем, т.е. за октябрь, ноябрь и декабрь. За уточнением налоговых обязательств вам необходимо обратиться в свою межрайонную инспекцию (по месту регистрации машины), где вам произведут перерасчет за 2008 год.

Блокадники освобождены от уплаты налога

– Скажите, у блокадников есть льгота по транспортному налогу?

– Да. Согласно пункту 1.1 статьи 4-1 Закона Санкт-Петербурга от 04.11.02 № 487-53 от уплаты транспортного налога освобождаются, в том числе, ветераны Великой Отечественной войны – за одно транспортное средство, зарегистрированное на таких граждан. При этом автомобиль должен иметь мощность двигателя до 100 лошадиных сил включительно или со дня его выпуска должно пройти более 15 лет.

В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 12.01.95 № 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам Великой Отечественной войны относятся в том числе лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда». Поэтому, если у вас есть удостоверение жителя блокадного Ленинграда, обратитесь в свою межрайонную налоговую инспекцию (по месту регистрации машины) для получения освобождения от уплаты транспортного налога за автомобиль (до 100 л.с. включительно). Для этого нужно написать заявление в произвольной форме и представить копию удостоверения.

За неиспользуемый, но состоящий на учете автомобиль платить придется

– На организацию зарегистрирован автомобиль, который неисправен и мы им не пользуемся. Скажите, надо ли нам за него платить налог?

– Нужно, ведь уплата транспортного налога не зависит от того, используется машина или нет. В соответствии со статьей 358 кодекса объектом налогообложения признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Рассрочка оплаты проданной машины не влияет на уплату налога

– На организацию был зарегистрирован автокран, который мы продали в феврале 2009 года. В договоре предусмотрено условие о рассрочке платежа до сентября 2009 года. С учета автокран сняли в месяце продажи. До какого срока мы должны платить транспортный налог?

– Условие по рассрочке платежа за транспортное средство никоим образом не влияет на уплату транспортного налога. Объектом налогообложения признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке (ст. 358 НК РФ). Если машина поставлена на учет или снята с него в течение налогового (отчетного) периода, налог рассчитывается с учетом числа полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика. Месяц постановки на учет, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц.

Таким образом, исчислить и уплатить транспортный налог за 2009 год вы должны исходя из срока владения машиной, т.е. за январь и февраль 2009 года.

В Правилах регистрации самоходных машин произошли изменения

– В прошлом году постановление Правительства РФ от 26.07.08 № 562 внесло изменения в правила госрегистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники. Теперь нужно регистрировать самоходные машины с максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт. У нас в организации есть два трактора, как раз подпадающие под указанные характеристики. Они предназначены исключительно для внутренних нужд организации – для уборки территории завода. Надо ли ставить их на учет и платить по ним транспортный налог?

– Ваша оранизация обязана поставить на регистрационный учет транспортные средства. Правила регистрации есть правила, вы должны соблюдать условия, прописанные в них.

Объектом налогообложения признаются в том числе самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (п. 1 ст. 358 НК РФ). Поэтому, если ваши тракторы относятся к данной категории, после государственной регистрации за них следует платить налог.

Пенсионеры могут рассчитывать на льготу, если машина до 100 л.с.

– Скажите, есть ли льгота по транспортному налогу для пенсионеров и инвалидов третьей группы?

– Льготы предусмотрены статьей 4-1 Закона Санкт-Петербурга № 487-53. От уплаты налога, в частности, освобождены инвалиды I и II групп за одно транспортное средство, зарегистрированное на них, при условии, что данное транспортное средство имеет мощность двигателя до 100 лошадиных сил включительно. Освобождения от уплаты транспортного налога инвалиды III группы не имеют.

Что касается пенсионеров, зарегистрированных по месту жительства в Санкт-Петербурге, то они уплачивают налог в размере 70 процентов от установленной законом ставки. При этом есть дополнительное условие: автомобиль должен быть отечественного производства (Российской Федерации или СССР до 1991 года) с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил включительно.

– У меня машина мощностью 180 лошадиных сил.

– В таком случае вы не подпадаете под категорию граждан, пользующихся указанной льготой, и уплату налога следует производить в размере, указанном в налоговом уведомлении.

Угон машины следует подтверждать ежегодно

– У меня угнали машину в 2004 году, но каждый год мне приходит квитанция на уплату налога. Что делать?

– На основании подпункта 7 пункта 2 статьи 358 кодекса не являются объектом налогообложения транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом. При этом налогоплательщики в случае угона машины представляют в налоговый орган документ, подтверждающий этот факт (п. 17.4 Методических рекомендаций по применению главы 28, утвержденных приказом МНС России от 09.04.03 № БГ-3-21/177).

Таким образом, вам необходимо представить в свою межрайонную налоговую инспекцию (по месту регистрации транспортного средства) справку из следственных органов о факте угона вашего автомобиля. Этот документ будет основанием для того, чтобы снять начисления транспортного налога по данному автомобилю за 2008 год.

Не прислали квитанцию – обратитесь в инспекцию

– Мы купили машину в марте 2007 года, но документы на уплату налога еще ни разу не приходили. Что нам делать?

– Вы проживаете по тому адресу, по которому зарегистрирован принадлежащий вам автомобиль?

– В каждой межрайонной инспекции в операционном зале имеется окно для приема плательщиков транспортного налога. Вам необходимо обратиться в свою межрайонную инспекцию (по месту регистрации транспортного средства) с паспортом и получить налоговое уведомление и платежный документ на уплату налога.

Транспортный налог, ставку которого на прошлой неделе удвоили депутаты, вернется к своему привычному уровню.

Решение его увеличить будет пересмотрено и, скорее всего, отменено. Сейчас закон о его повышении, вызвавший массовое недовольство автомобилистов, находится в Совете Федерации, но сенаторы планируют вернуть его в Госдуму.

Вчера руководитель администрации президента Сергей Нарышкин сообщил, что депутатам рекомендовано не повышать ставку этого налога. «В последние дни и недели развернулась широкая, интенсивная дискуссия вокруг законопроекта, который вносит изменения в Налоговый кодекс в части транспортного налога», — заявил он. Против выступили граждане, автолюбители, профессиональные водители, общественные организации, перечислил Нарышкин. С учетом этого обстоятельства и поручения президента кремлевская администрация собралась на совещание, пригласив представителей федеральных органов исполнительной власти, лидеров фракции «Единая Россия» и членов Совета Федерации. «Признано нецелесообразным повышать ставку транспортного налога и рекомендовано законодателям пересмотреть решение и принять норму, исключающую повышение ставки транспортного налога», — рассказал Нарышкин.

И вчера же думские «единороссы» выразили надежду, что закон о повышении базовой ставки транспортного налога, принятый Госдумой, будет отклонен Советом Федерации. Такое в современной парламентской практике случается, пожалуй, впервые — чтобы депутаты, которые потратили много слов, убеждая коллег в необходимости и срочности принятия документа, и дружно проголосовали за него, вдруг сами захотели, чтобы плод их законотворческого труда был забракован. Объяснить это можно только злым колдовством — третье чтение законопроекта выпало на пятницу, 13-е число.

Впрочем, у спикера нижней палаты парламента Бориса Грызлова вчера нашлись вполне реальные, не связанные с мистикой, объяснения ситуации с транспортным налогом. Спикер заявил, что «Единая Россия» «внимательно следила за развитием этого законопроекта», анализировала отзывы на него, по большей части положительные, которые пришли из регионов. «Дело в том, что транспортный налог — это налог, который берется в субъектах Федерации, — уточнил Грызлов, — и у субъектов Федерации есть коридор применения той базовой ставки, которая устанавливается федеральным законом». Однако в некоторых регионах, по словам Грызлова, возникло недопонимание. «Ряд субъектов Федерации считает, что если базовая ставка повышается в два раза, надо автоматически увеличивать тот налог, который действовал на данный момент», — заметил Борис Грызлов. Поэтому «единороссы» решили, что «это разночтение надо снять». «Снять его можно только тем, чтобы вернуть базовую ставку к прежнему значению, расширив коридор, в рамках которого субъект Федерации может устанавливать транспортный налог именно для своего субъекта Федерации, — объяснял Грызлов дальнейшие действия. — Есть базовая ставка. И субъект может установить налог меньше базовой ставки или больше базовой ставки. Но это уже будет вопрос субъекта».

Смотрите так же:  Пени за просрочку выплаты по осаго 2019

То есть основная идея «Единой России» — вернуться к прежней базовой ставке, ее устанавливают федеральные законодатели и они же за нее отвечают. За все остальные движения транспортного налога вверх или вниз будет отвечать региональная власть.

Реализовать эту идею возможно только по одной процедуре. «В Совете Федерации должно быть принято решение — его могут инициировать члены партии «Единая Россия», которые являются сенаторами, — о возврате законопроекта в Государственную Думу, где мы его поправим и уже примем в новой редакции, в которой базовая ставка будет возвращена к той, которая действовала на сегодняшний момент», — сказал Борис Грызлов, заметив, что такая идея родилась у «единороссов» после консультаций с рядом законодательных собраний субъектов Федерации и общественными организациями — Союзом пенсионеров, Всероссийским советом муниципальных образований, Союзом автомобилистов.

Между тем в законе, спешно проведенном через Госдуму, обнаружилась еще одна «серьезная ошибка принципиального характера», уже не связанная с транспортным налогом.

Член Комитета по экономической политике и предпринимательству Виктор Звагельский («Единая Россия») сообщил вчера журналистам, что согласно тексту принятого закона спиртосодержащие жидкости отнесены в группу льготного алкоголя, с меньшей ставкой акциза (158 рублей), — то есть в ту же группу, что и слабоалкогольные напитки». Как уточнил Звагельский, раньше эти жидкости неизменно находились в одном разделе с крепким алкоголем с содержанием спирта более 9% и ставкой акциза 210 рублей. «Хотелось бы верить, что эта ошибка носит чисто технический, а не заранее спланированный характер, — заметил Звагельский, напомнив, что «в ходе обсуждения законопроекта ни разу не упоминалось об изменении данной нормы, в пояснительной записке об этом также ничего не сказано». Между тем последствия «необъяснимой трансформации законодательства» (ну точно, мистика!), по словам депутата, могут проявиться самым негативным образом. «Данная льготная группа товаров облагается гораздо более низким налогом, чем крепкий алкоголь, в результате такие жидкости, как очистители, стеклоомыватели, одеколоны и т.д., станут более доступны для их «любителей». Кроме того, недобросовестные производители и продавцы получили новую лазейку для уклонения от уплаты налогов».

Вчера же председатель Совета Федерации Сергей Миронов подтвердил, что верхняя палата парламента намеревается отклонить закон. «Правильнее было бы повышать акцизы на бензин — тогда будет платить тот, кто ездит, а не повышать транспортный налог пенсионеру, который, может, раз в год выезжает из гаража», — сказал он. «Причем подчеркну, что закон отклонит именно Совет Федерации, — продолжил Миронов. — Потому что, когда услышал, что «Единая Россия» призывает отозвать этот закон, подумал, что в Госдуме у нее завелись какие-то двойники. Ведь именно «единороссы» яростно отстаивали этот закон, и все за него проголосовали». «Совет Федерации будет исправлять принципиальную ошибку Госдумы», — подытожил спикер. Главы комитетов и комиссий Совфеда собираются предложить нижней палате создать согласительную комиссию, на которой и доработать спорную инициативу.

Для москвичей в будущем году ставка точно не изменится — в каком бы виде ни появились поправки по транспортному налогу. Об этом вчера сказал думский спикер Борис Грызлов, сославшись на заявление мэра столицы Юрия Лужкова. Ведь по закону региональные власти сами решают, уменьшить или увеличить ставку транспортного налога; федеральным законодательством лишь предусмотрены пределы этой «вилки». А Мосгордума этот вопрос пока обсуждать не планирует, тем более что в столичном бюджете поступления от транспортного налога почти незаметны и их рост не сыграет существенной роли. В отличие от кошельков горожан, которые удвоенный налог может изрядно опустошить.

Александр Усс, спикер Законодательного собрания Красноярского края:

— Мы решили пока не рассматривать региональный законопроект, предполагавший увеличение ставки транспортного налога.

Депутаты считают, что необходимо изменять саму систему этого налога. Предложенная форма не соответствует интересам людей. Уверен, будут найдены более справедливые подходы.

Виталий Мартыненко, заместитель председателя бюджетно-финансового комитета Законодательного собрания Санкт-Петербурга:

— Санкт-Петербург принял решение не повышать транспортный налог в 2010 году. Во время кризиса это не может считаться адекватной мерой наполнения бюджета. Надо понимать, что повышение налога коснулось бы не только дорогих джипов, но и автомобилей, принадлежащих пенсионерам и другим небогатым петербуржцам.

Александр Стародубцев, председатель комитета по бюджету и налогам Сахалинской областной Думы:

— Часть депутатов регионального парламента Сахалинской области не видит необходимости в увеличении ставок транспортного налога. Дело в том, что действующие в регионе с 2004 года ставки транспортного налога в 2-2,5 раза выше тех, что предлагает федеральный закон. Например, у нас владелец автомобиля мощностью до ста лошадиных сил, находящегося в эксплуатации свыше трех лет, платит за одну «лошадку» в бюджет 20 рублей в год. В то же время в недавно принятом федеральном законе ставка по такой машине составляет всего 10 рублей за одну лошадиную силу. Поэтому мы считаем, что размер транспортного налога в регионе следует пока оставить без изменений.

Игорь Мураев, министр экономики Омской области:

— Действующие ставки транспортного налога не менялись в регионе с 2003 года. Экономисты подсчитали, что за это время зарплата омичей выросла втрое, а реальные денежные доходы — в 1,7 раза. С введением новых ставок доходы бюджета вырастут на 240 миллионов.

Виктор Плюснин, депутат Законодательного собрания Пермского края:

— Вчера состоялось заседание рабочей группы Законодательного собрания Пермского края, рассмотревшей законопроект о повышении ставок транспортного налога в регионе. Созрел и одобрен почти всеми депутатами такой вариант: транспортный налог повысится на 56 процентов для всех без исключения автовладельцев. Эта цифра взята не с потолка: именно на столько в регионе выросла инфляция с 2006 года, когда налог пересматривался в последний раз.

Пенсионеры, как и сегодня, будут платить только половину начисленной суммы.

Сайгитали Абдуразаков, член комитета Народного собрания Дагестана по бюджету, финансам и налогам:

— В Дагестане ставки транспортного налога повысились. Теперь в зависимости от мощности автомобилей их владельцам придется платить за транспортное средство сумму, превышающую предыдущую в 1,5-4 раза. Эта мера позволит увеличить налоговые поступления в местные бюджеты муниципальных образований. Больше всего изменения коснутся хозяев дорогих и мощных машин.

Иван Мельников, председатель комитета Законодательного собрания Краснодарского края:

— На Кубани мы решили выровнять «ножницы» между налоговыми ставками для физических и юридических лиц. Например, если раньше для обычного владельца автомобиля мощностью до 100 лошадиных сил транспортный налог составлял 10 рублей с лошадиной силы, а для юридического лица на пять рублей больше, то теперь для всех он будет единым — 12 рублей.

Зато депутаты решили полностью освободить от транспортного налога ветеранов Великой Отечественной войны, «чернобыльцев», инвалидов первой и второй групп, а также ряд других кубанцев-льготников по автомобилям с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил. Предусмотрены льготы и для пенсионеров: транспортный налог им придется платить наполовину меньше.

Владимир Боровик, начальник департамента финансов и бюджетной политики администрации Белгородской области:

— Транспортный налог в Белгородской области повышается на 25 процентов. Изменения не коснутся льготной категории граждан — каждый пятый владелец авто будет платить минимальные 8 и 10 рублей с каждой лошадиной силы.

Александр Микельсон, председатель комитета по вопросам бюджета, налоговой политики и финансам областного Совета народных депутатов Кемеровской области:

— После многочисленных встреч с кузбассовцами мы решили повременить с принятием областного закона. Посмотрим, как будут разворачиваться события в соседних регионах. Только после этого мы соберемся вновь, чтобы решить, как нам быть и что делать.

Антонина Драчева, заместитель председателя Архангельского областного Собрания депутатов:

— Думаю, какое бы решение ни было принято на федеральном уровне, на региональном — ставки будут повышены. Хотя бы в пределах тех полномочий, которые есть у области.

Владимир Бессонов, депутат Законодательного собрания Ростовской области:

— Насколько я знаю, инициатива повысить транспортный налог в наш парламент пока не поступала. Надеюсь, что этого и не будет. Попытка, таким образом, наполнить бюджет за счет граждан — не совсем правильная, особенно в нынешних сложных экономических условиях.

Кстати, с начала года задолженность по транспортному налогу в Ростовской области увеличилась в 1,7 раза и достигла 839 миллионов рублей. По данным заместителя руководителя управления Федеральной налоговой службы по Ростовской области Вадима Ефименко, из 745 тысяч плательщиков транспортного налога в должниках ходят 45 процентов. Почти 37 процентов долгов фискалы относят к категории проблемных. Еще часть из них взыскать просто не представляется возможным.

Подготовили: Александр Григоренко (Красноярск), Илья Изотов (Пермь), Анастасия Шоломицкая (Архангельск), Светлана Сибина (Омск), Геннадий Емельянов (Сахалин), Юлия Кривошапко (Ростов-на-Дону), Тимур Алиев(Дагестан), Елена Лубинец (Краснодар), Максим Симонов (Белгород), Марина Кларисс (Кемерово)

Базовые ставки транспортного налога должны остаться на уровне нынешнего года, считает председатель комитета Совета Федерации по бюджету Евгений Бушмин.

В то же время, признал он в беседе с корреспондентом «РГ», по максимуму регионы из-за такого решения могут недополучить 7,5 миллиарда рублей. Пока какого-либо механизма компенсации этих доходов нет, признал Бушмин. Однако, по его мнению, может быть, имеет смысл дать регионам самостоятельно определиться, какие источники поступлений они могут найти. Например, разрешить им повышать транспортный налог для автомобилей большей мощности и, наоборот, снижать по экологическим автомобилям. При этом предельный размер такого увеличения и уменьшения может составить 10 раз. Сейчас, напомним, регионы имеют право увеличивать базовую ставку в 5 раз и уменьшать в 10.

Надо искать баланс между стремлением пополнить доходную часть региональных бюджетов и возможностями граждан платить налоги по повышенным ставкам, считает эксперт по региональным бюджетам Александр Моносов. А если граждане не смогут или не захотят платить налоги, то возникнет проблема собираемости. В то же время действенного механизма для выявления уклонистов, напоминает эксперт, не так уж много. Взаимодействие между налоговыми органами и ГБДД как следует не отлажено.

Многие регионы, прогнозирует Моносов, могут пойти на увеличение ставки транспортного налога, даже понимая, что это вызовет недовольство среди населения. Со следующего года, напоминает Моносов, на региональный уровень передаются новые полномочия и возникнут проблемы с наполнением бюджетов. Чтобы решить их, региональные власти могут прибегнуть к увеличению транспортного налога. Кроме того, рассказывает он, не так давно обсуждалась идея о введении авансовых платежей по транспортному налогу. Ее высказывали представители налоговых служб. Но неясно, что делать, если человек, например, продал машину или поменял ее на менее мощную, говорит эксперт.

Налог на транспортное средство 2009